Россиийские инженеры и конструкторы приступили к созданию боевого многоцелевого вертолета пятого поколения, обладающего искусственным интеллектом.
Благодаря применению передовых технологий машина сможет вести бой даже без участия пилота.
Дискуссии о том, каким должен быть вертолет пятого поколения, идут давно. Как в нашей стране, так и за рубежом. Но теперь от слов перешли к делу. Разработка нового вертолета ведется в режиме секретности. Его конструктивные особенности, состав вооружения и даже само название машины не разглашаются.
О том, каким будет вертолет XXI века, говорилось на совещании в Ростове-на-Дону. Здесь на местном заводе выпускаются транспортные и ударные вертолеты типа Ми, составляющие основу авиапарка Сухопутных войск России. Военные все же согласились обнародовать концептуальные идеи, связанные с созданием винтокрылой машины. Специально для "РГ" о них рассказал один из авторов проекта Алексей Самусенко, генеральный конструктор конструкторского бюро имени Миля.
Новая машина настолько превосходит по своим характеристикам и возможностям традиционные геликоптеры, что разработчики умышленно не называют его вертолетом. Говорят просто - вертикально взлетающий летательный аппарат. Он будет обладать рядом функций, отличающих его от обычных винтокрылых машин.
Прежде всего, на нем должно исчезнуть понятие ограничения срока эксплуатации. Другими словами, этот летательный аппарат будет сам себя тестировать, давать эксплуатантам (летчикам и техническому персоналу) информацию о том, что надо улучшить, какой агрегат исправить, какую деталь заменить с тем, чтобы машина могла летать дальше. Понятие "календарный срок службы" для него перестанет существовать.
Еще одна важнейшая проблема - научить машину думать.
- Новый летательный аппарат будет обладать искусственным интеллектом, - подчеркнул Алексей Самусенко. - Благодаря наличию искусственного разума он сможет подсказывать летчику, какие действия нужно предпринять для выполнения полетного задания, как лучше выполнить задачу по уничтожению противника. Хотя задание не обязательно должно быть боевым. Летательный аппарат можно применять и в гражданской сфере.
Искусственный интеллект позволит машине самостоятельно, без участия летчика найти цель, определить способы ее нейтрализации и уничтожить врага. Эта функция чрезвычайно важна для боевого вертолета. Если пилот ранен или убит, умная машина сумеет сама выполнить боевую задачу и вернуться на базу.
Проложить маршрут поможет перспективная разработка отечественных ученых - пилотажно-навигационный комплекс. Именно он даст возможность выполнить весь полет в автоматическом режиме. Казалось бы, современный автопилот тоже способен найти свой аэродром и произвести посадку. Но вертолет будущего сможет не просто летать по прямой. Благодаря повышенным интеллектуальным характеристикам он сумеет определить степень угрозы, которая возникает в ходе полета, и принять решение о способах ее преодоления. Например, он не устремится в грозовой фронт, а обогнет его. Если на пути встретится гора, вертолет сам оценит ее высоту, размеры и примет решение - либо уйти на высоту, либо, наоборот, прижаться к складкам местности. Последний вариант предпочтителен в том случае, если по вертолету откроют огонь.
- Такие программы уже есть, подобные алгоритмы мы уже формируем, - сообщил Алексей Самусенко. - Ничего фантастического в этом нет.
Перед разработчиками стоит задача существенного увеличения скорости такого летательного аппарата. В силу физических особенностей создания вертикальной тяги геликоптеры не могут летать быстро. Обычные вертолеты перемещаются со скоростью 250-260 километров в час. Максимально на что они способны - 300 километров в час, но из-за высокого расхода топлива это невыгодно.
Будущий летательный аппарат сможет развивать скорость 450-500 километров в час - вдвое быстрее любого существующего ныне вертолета. Для достижения такого результата рассматривается вариант конвертоплана, когда винты преобразовываются вместе с крылом из вертикального положения в горизонтальное. Скорее это даже не вертолет, а самолет.
- При выполнении подобных задач мы сталкиваемся со множеством технических и технологических проблем, - признал Алексей Самусенко. - Поэтому при создании летательного аппарата мы используем совершенно иной технологический подход. Реализация некоторых конструктивных решений будет безбумажная, без участия человека, с заданным конструкторской документацией качеством на выходе. Разумеется, нужны композитные материалы.
Оснащаться новая машина будет перспективными видами вооружений. Речь идет о так называемом системном оружии - когда вертолет сможет наносить удар, не находясь в зоне поражения противника. Возможности вести бой из-за укрытий, в плохих погодных условиях, способность идентификации противника - все это будущий летальный аппарат сможет выполнять, оставаясь на безопасной дистанции.
В наши дни применение вертолета многократно расширилось. Раньше он служил главным образом огневой поддержкой сухопутных войск и разведки. Опыт локальных конфликтов показал, что этого недостаточно. Поэтому военным предстоит определить место нового комплекса в оборонительной стратегии. Надо понять, для чего нужна большая скорость, системное оружие и композитные материалы.
В какой стадии находится проект? Российские вертолетчики пока что в самом начале пути. Сейчас они бьются над проблемой скоростного полета. Для чего выбирают профили скоростного несущего винта, испытывают изделия в аэродинамической трубе, пытаясь определить их аэродинамическую компоновку. Проводятся исследования по перспективным материалам. После того как концепция получит одобрение, готовые схемы поступят для реализации на заводы. Практические работы по созданию чудо-вертолета начнутся, скорее всего, уже в нынешнем году.