Владимир Ресин: 15 км в год новых линий метро - это реально

В новом составе городского правительства Владимир Ресин, как и прежде, занимает пост первого заместителя мэра Москвы.

Среди самых важных направлений, которые курирует он, ускорение метростроения, завершение возведения Московского международного делового центра "Москва-Сити" и реконструкция Большого театра. Об этом и шел разговор на "Деловом завтраке" в "РГ" с Владимиром Ресиным.

С утроенной скоростью

Российская газета: Владимир Иосифович, мэр заявил, что в Москве будет строиться по 15 километров в год. Это втрое больше, чем строилось всегда. Возможно ли это? Особенно если учесть, что в загашнике у метростроителей нет ни одного проекта.

Владимир Ресин: Проекты не проблема. Не будут справляться свои архитекторы, привлечем из Тель-Авива, Парижа, Нью-Йорка... Для ускорения метростроения по поручению мэра в Москве создан оперативный штаб, который координирует взаимодействие всех причастных к этой работе структур. Из бюджета выделено 50 миллиардов рублей - столько прежде никогда не выделялось. Но деньги расходовать постараемся экономно. Там, где возможно, новые линии проложим по земле.

РГ: Москвичей уже напугали заявлениями о том, что станции будут теперь типовые. Значит, об их красоте можно забыть...

Ресин: Типовое проектирование не значит безликое. Речь о технической начинке, которая всегда была типовой. А декоративоформление у каждой было и останется индивидуальным. Тем более что стоимость отделки даже из самых дорогих материалов составляет лишь малую толику в строительстве метро в целом, а потому экономить на ней бессмысленно.

РГ: Когда москвичи увидят реальные плоды утроенной скорости строительства?

Ресин: В 2012 году введем в строй станцию "Новокосино", заложенную в прошлом сентябре. Придет подземка в Жулебино, Братеево, митинская ветка продлится до станции "Пятницкой". Все эти станции расположены за МКАД. Их появление кардинально изменит не только жизнь населения этих спальных районов, но и ряда подмосковных городов - Люберец, Реутова и других. Всего за ближайшие четыре года мы построим 53 километра метро, а за пятилетку - 75 километров.

РГ: А самое ближайшее новоселье в метро когда состоится?

Ресин: В этом году в строй будет введен участок "Марьино-Зябликово" длиной 4,5 километра. Возводить его начинали еще в 1991 году, но в 1995 году стройку остановили из-за отсутствия денег. И до 2008 года город вкладывал средства лишь в поддержание вырытых котлованов. Но сейчас работы возобновлены и, можно сказать, близки к завершению.

 
Видео: Александр Сивцов

Кроме того, нынче же появится свой вход на станцию "Сретенский бульвар".

Дорога к "Сити"

РГ: Владимир Иосифович, руководство страны поставило задачу создать в Москве Международный финансовый центр. Столичные власти работают над ее выполнением?

Ресин: Разумеется. Фактически эта программа объединяет и синтезирует все основные целевые программы, реализацией которых занимается Москва. Существует 75 позиций, которые являются критерием того, насколько тот или иной город соответствует статусу крупного финансового центра. Они касаются состояния городской экономики и экологии, социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспеченности в городе жильем, гостиницами и т.д. К сожалению, по многим из этих показателей Москва пока выглядит не самым выигрышным образом по сравнению, предположим, с тем же Лондоном или Токио, которые уже являются международными финансовыми центрами. Поэтому перед нами стоит задача поправить эту ситуацию.

РГ: И прежде всего - достроить Московский международный деловой центр "Москва-Сити"?

Ресин: Я бы сказал - в том числе, так как "Москва-Сити" - составная часть будущего Московского международного финансового центра или даже его мозг. В уже построенных там офисных центрах сейчас работает более 4 тысяч человек. В этом году будут сданы еще два небоскреба, в одном из которых разместится торгово-развлекательный комплекс. Не начато пока строительство лишь единственной высотки, которую решено возвести вместо планировавшейся на этом месте башни "Россия". Но инвестор уже есть. И решено, что площадь здания будет уже не миллион квадратных метров, как предполагалось, а в четыре раза меньше.

РГ: Главные проблемы "Москва-Сити", как известно, дефицит дорог, подъездов и автостоянок.

Ресин: Именно поэтому усилия города сейчас и сосредоточены здесь на развитии инфраструктуры. Только в этом году предполагается направить на нее из бюджета столицы 85 миллиардов рублей. Построить на эти деньги дополнительно четыре въезда и выезда, добавить две линии метро и в несколько раз увеличить объемы паркингов.

РГ: Но сроки завершения работ в "Москва-Сити" снова сдвинуты - на сей раз на 2015 год. Это окончательная дата?

Ресин: Действительно, стройку затормозил финансовый кризис. Но сейчас назначен реальный срок завершения работ.

Строители уходят со сцены

РГ: На 11 октября намечено открытие Большого театра после шестилетнего перерыва на реконструкцию. Срок реальный для строителей?

Ресин: Вполне. Работы там сейчас ведутся по сетевому графику. Каждый день подводится итог, что сделано, что еще осталось сделать. В частности, за прошлый год было освоено 7,5 миллиарда рублей, или вдвое больше, чем в 2009-м. В текущем году предстоит освоить столько же. В эту сумму входит стоимость уже закупленного, но пока не установленного оборудования. Строительно-монтажных работ осталось примерно на 3 миллиарда рублей. В августе или, в крайнем случае, не позже сентября строители уйдут с площадки, чтобы у театрального коллектива осталось время акклиматизироваться в обновленном театре. Сейчас на этом пятачке занято более 3 тысяч человек, которые работали в три смены даже в течение новогодних каникул.

РГ: Что сейчас происходит в исторической части театра?

Ресин: В зрительном зале продолжается золочение отреставрированного декора из папье-маше. В боковых вестибюлях идет воссоздание мозаичных полов середины девятнадцатого века в технике венецианской мозаики из натурального камня.

РГ: Правда ли, что в Большом восстановят даже утраченную легендарную акустику?

Ресин: Правда. Это одна из основных задач, поставленных перед реставраторами. Причем очень нелегких. Дело в том, что зрительный зал в Большом по замыслу архитектора Альберта Кавоса, возводившего здание после пожара 1853 года, был построен по принципу музыкального инструмента: деревянный пол, деревянные панели стен и деревянные перекрытия. Даже потолок - и тот Кавос решил сделать из дерева, чтобы избежать чрезмерного резонанса, свойственного металлу. Дерево он выбрал тоже особое - резонансную ель, из которой обычно изготавливают музыкальные инструменты. По нежности и тембровой окраске на протяжении веков с ней не сравнится ни один материал. Когда в 2009 году зал обследовали, выяснилось, что значительная часть деталей из резонансной ели в советские годы была заменена на фанеру. Реставраторам удалось создать новые акустические панели, полностью идентичные историческим. Это недавно подтвердила экспертиза, проведенная специалистами Российской академии архитектуры и строительных наук.

Скоро и москвичи сами смогут в полной мере насладиться чистотой звучания музыки в Большом театре.

РГ: Владимир Иосифович, скажите честно, вы сейчас так форсируете работы. Не получится в итоге, что после торжественной церемонии открытия театр тут же закроется - на устранение недоделок?

Ресин: Нет. Такое в принципе невозможно. Большой сдадим без недоделок.

Кстати: В новом подземном зале театра немецкая фирма "Бош" сейчас ведет монтаж уникальной трансформирующейся сцены, какой нет ни в одном другом европейском театре. На ней можно поставить спектакль, а можно просто ее поднять и использовать зал, например, для выставки. Благодаря появлению подземного зала артисты Большого театра вместо прежних восьми тысяч получат 43 тысячи квадратных метров площадей. Для них будут оборудованы новые более комфортабельные уборные, гримерные, костюмерные, а для зрителей - просторные фойе и буфеты.