Ущерб от неэффективного использования госрасходов на НИОКР в 2009 году составил 480,1 млн рублей, подсчитали в Росфиннадзоре на основе проверки Контрольно-счетной палаты Москвы. Министерства и ведомства неэффективно потратили 344 млн бюджетных денег, переплата и перерасход средств и материальных ценностей составили 132,8 млн. Других финансовых нарушений нашли на 3,3 млн рублей.
Какими именно министерствами деньги расходовались неправильно, ведомство не указало, в докладе перечислены лишь виды нарушений. К примеру, экспертиза научных отчетов показала, что научной ценности они не представляют: их содержание неактуально и не соответствует целям НИОКР. Кроме того, авторы часто используют чужой текст без указания ссылок.
По словам аудитора КСП Сергея Корнюхина, сегодня в стране отсутствует надлежащий учет результатов НИР и НИОКР, выполненных в рамках заключенных государственных контрактов.
В частности, департаментом науки и промышленной политики подано всего семь заявок на изобретение из 390 завершенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Также не введены в промышленную эксплуатацию 52 информационные системы (более 72% созданных систем) общей стоимостью 446,6 млн руб., разработанные в рамках реализации Плана информатизации Москвы. Кроме того, департаментом науки должным образом не организована передача научно-технической продукции пользователям, по заявке которых она произведена.
"Существенным фактором, снижающим эффективность расходования бюджетных средств, стала низкая дисциплина органов исполнительной власти, - считает Корнюхин. - Особенно остро это касается разработки и утверждения методических документов, регламентирующих процесс проведения НИР и НИОКР и вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности".
Однако уже сейчас разработана система мер, направленных на устранение выявленных недостатков, отмечает заместитель руководителя департамента науки и промышленной политики и управления информатизации Евгений Пантелеев. "В целом же эффективной работе профильных ведомств мешает отсутствие в законодательной базе Москвы норм, устанавливающих ответственность городских организаций, которые были инициаторами проведения научных исследований, за эффективность их использования", - считает Пантелеев.
Еще одна проблема - отсутствие запатентованных результатов НИОКР, отмечают в пресс-службе Росфиннадзора. В 2009 году было заключено 1586 госконтрактов на 6,2 млрд рублей. Их результатом стали два программных обеспечения стоимостью 30 млн рублей, способных к правовой защите, но и они оказались не зарегистрированы в Роспатенте.
"Скорее всего, в реальности ситуация обстоит гораздо серьезнее: по нашим данным, показатель неэффективности госрасходов на НИОКР составляет более 1 млрд рублей, - комментирует председатель НАИРИТ Ольга Ускова. - Причина - отсутствие четкого описания критериев по НИОКР. В результате такой неясности у министерств и ведомств появляется возможность закрыть год ничего не значащим отчетом, который позже невозможно будет использовать для финансовой отчетности. И "найти концы" в такой ситуации можно только путем уголовных проверок. Ситуацию можно в корне изменить, если, к примеру, взять на вооружение систему, принятую в Советском Союзе: тогда НИОКР можно было закрыть отчетом только после перехода из опытной стадии в промышленную".