Дмитрий Медведев: ЕвроПРО может состояться только с участием России

Если Россия не дождется ответа от НАТО о сотрудничестве в области противоракетной обороны, то будет вынуждена пойти на размещение ударной ядерной ракетной группировки.

Вчера президент Дмитрий Медведев встретился с постоянным представителем России при НАТО Дмитрием Рогозиным, чтобы поговорить о сотрудничестве с Альянсом в сфере противоракетной обороны. Дискуссия о ПРО в Европе растянулась уже на несколько лет. Впрочем, тональность ее время от времени меняется. Началось все с жесткого обмена предупреждениями, затем последовал период поиска возможностей для сотрудничества.

В прошлом году на саммите Россия-НАТО в Лиссабоне российским лидером были предложены общие подходы нашей страны к тому, как она собирается выстраивать отношения с Североатлантическим альянсом в сфере ПРО в целом и, в частности, в вопросе возможного создания единой ЕвроПРО. Тогда, вспомнил Медведев, реакция партнеров оказалась благосклонной, но разнообразной.

- Наша страна не претендует на участие в собственно натовской инициативе. Нам это никогда не нужно было, - еще раз объяснил позицию России президент. - Но в то же время мы должны понимать свою долю ответственности за то, что происходит в этой сфере, и готовы предложить наши возможности. Вопрос в том, нужны ли НАТО эти возможности. До сих пор четкого ответа не получено. Впрочем, российское руководство готово к любому ответу альянса. "Наши партнеры должны понимать, что нам это нужно не для того, чтобы поиграть в какие-то совместные игрушки с НАТО, а для того, чтобы Россия была надлежащим образом защищена, - подчеркнул вчера Дмитрий Медведев. - Поэтому с этим шутить не следует - мы ждем от наших натовских партнеров прямого и недвусмысленного ответа, где они видят место России. В любом случае мы либо вместе с НАТО, либо отдельно найдем достойный ответ на существующую в настоящий момент проблему".

В последнем Послании Федеральному Собранию глава государства уже озвучивал возможный альтернативный шаг России в вопросе ПРО.

- Или мы договариваемся на определенных принципах с НАТО и создаем сопрягаемую систему для решения задач противоракетной обороны, или мы не договариваемся, и тогда в будущем придется принять целый ряд неприятных решений, касающихся размещения ударной ядерной ракетной группировки, - напомнил Медведев.

Если верить Дмитрию Рогозину, то пока говорить о таких мерах преждевременно. В настоящее время идет экспертный анализ предложенного секторального подхода при создании ЕвроПРО. "Думаю, что к июню этого года, к моменту, когда соберутся министры обороны стран-членов Совета Россия-НАТО, мы подготовим промежуточный доклад и представим вам", - сказал постпред России при НАТО.

Оценивая разброс мнений внутри самого альянса, Дмитрий Рогозин заметил, что есть как влиятельные сторонники российской идеи, так и влиятельные противники. Но суть позиции Москвы это никак не меняет - ЕвроПРО может состояться только с участием России. Без нее это будет просто натовская система ПРО в Европе.

Вчера же Дмитрий Медведев встретился с министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной. Говорили о совершенствовании инвестиционного климата в стране. На плохой инвестклимат глава государства обращал внимание еще в конце прошлого года, когда приехал в Белый дом, чтобы принять участие в последнем перед каникулами заседании кабинета министров. А несколькими днями ранее на совещании по экономическим вопросам заявил, что тема инвестиционного климата должна стать одной из главных среди экономических приоритетов правительства в 2011 году, и методы тут, как выразился президент, должны применяться нестандартные.

- Инвестиционный климат меняется очень слабо, - заявил вчера Дмитрий Медведев на встрече с министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной. - И это при том, что у нас есть очевидные успехи в развитии экономики. Более того, выход из кризиса происходит в целом нормально, сопоставимо с другими странами, но инвестиционный климат, к сожалению, остается очень и очень непростым.

Разложив инвестиционный климат на отдельные элементы, глава государства выявил три главных компонента - нормативные акты, деятельность чиновников и работу судов, способных защитить предпринимателей. "Все эти три направления нуждаются в безусловном совершенствовании", - указал Медведев. При этом он заметил, что не ждет моментальных успехов - дело это не такое, чтобы справиться с ним за полгода. По данным главы минэкономразвития, в 2010 году объем накопленных инвестиций в основные фонды составил 10,8 триллиона рублей. Это 21 процент к уровню ВВП. "В 2010 году у нас есть рост, и рост больше, чем мы ожидали, - подчеркнула министр. - Мы прогнозировали рост инвестиций в 2,5 процента, а по итогам года он составил 2,9".

- Если сравнивать с предкризисными темпами, то рост инвестиций был тогда двузначным, например, в 2007 году - 22 процента, но качество инвестиций вызывает вопросы, - отметила Набиуллина.

Прежде всего, незначительным является рост инвестиций в модернизацию, хотя в то же самое время 38 процентов предприятий активно вкладывают средства в энергосбережение. Еще один недостаток кроется в малой доле банковского кредитования. По словам Набиуллиной, это всего 9 процентов от общего уровня инвестиций, что меньше уровня бюджетных инвестиций (20 процентов). "Эта ситуация отражает инвестиционный климат. Мы в основном большую часть инвестиций осуществляем за счет бюджетных средств", - заметила министр. На вопрос президента, каким должно быть оптимальное сочетание банковского и бюджетного кредитования, Набиуллина предположила, что доля банковского должна находиться на уровне 20 процентов.

Вместе с началом модернизации наметились некоторые изменения и в направлениях инвестирования средств. Так, выше среднего стали расти вложения в машиностроение и связь. Правда, и эти сдвиги глава минэкономразвития считает незначительными.

Дмитрий Медведев напомнил, что ждет от министерства новые предложения по улучшению инвестклимата. "Часть мер уже готова, часть еще разрабатывается, и мы будем готовы в ближайшее время вам о них доложить", - пообещала Набиуллина.

Кстати

Дмитрий Медведев подписал указ о создании Федеральной службы по аккредитации. Новая служба будет осуществлять полномочия по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), граждан и организаций, экспертов и экспертных организаций. Исключения составят лаборатории, работающие с оборонной продукцией, поставляемой по госзаказу, а также продукция, используемая для защиты сведений, составляющих гостайну, и относящаяся к сфере атомной энергетики.