Российские аграрии примеряют правила ВТО

Вчера российская делегация начала очередной раунд переговоров о присоединении к ВТО. Процесс идет. Однако информация по переговорам носит закрытый характер до той поры, пока не появится проект протокола рабочей группы, куда входят ВТО и Россия. То есть сегодня можно говорить только о принципах, но никак не о цифрах, обозначающих прямую помощь рынкам или тарифы на ресурсы.

А цифры такие. По словам Давида Эпштейна, профессора, главного научного сотрудника Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства Россельхозакадемии, в ЕС прямая поддержка фермеров составляет 57 млрд евро, и сами государства дают еще 16 млрд. Всего получается 73 млрд евро. Это примерно 50% валового дохода европейских фермеров. А если считать на гектар пашни, то в ЕС - 500 евро, в России 30-35 евро поддержки. То есть разница более чем на порядок.

В России господдержка АПК за три-четыре года увеличилась примерно с 70 до 125 млрд рублей в год. Кажется, если ВТО наложит на субсидии ограничения, село просто упадет на оба колена. Однако не будем торопиться с выводами.

"В ВТО различаются три вида поддержки сельского хозяйства, или три "корзины" - янтарная (желтая), синяя и зеленая, - объясняет Эпштейн. - Янтарная корзина - прямая и ограниченная, она влияет на объемы производства и связанные с ним процессы. Синяя связана с задачей сокращения производства. Ей мы воспользоваться не можем. В зеленую входит наука, образование, консультационное обслуживание сельхозпредприятий, страховка в пределах 70%, поддержка развития инфраструктуры, строительство дорог. Эти меры важны, но вторичны. Такжеэто меры так называемой структурной перестройки, то есть меры по сокращению производства. И последнее - содействие инвестициям при доказанных структурных потерях".

Как утверждают эксперты, когда они пытались разобраться в сути зеленой и янтарной корзин, то столкнулись с тем, что даже крупные субсидии являются прямой поддержкой. Дело в том, что в самом документе ВТО формулировки малопонятные, за ними много чего может стоять. Так возникают неясность, неопределенность, которые раздражают профессиональное сообщество.

Андрей Кушниренко, директор департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ, считает, что четкой границы между этими корзинами нет. И есть масса путей обхода и перекачки средств из одной корзины в другую. "В течение долгого времени мы отстаивали элементы так называемой красной корзины, где экспортные субсидии, - рассказывает он. - Говорили о том, чтобы вывезти зерно с Алтая, нужна скидка на железнодорожный тариф. Но это напрямую запрещено в ВТО. Наши коллеги подсказали: запишите это как помощь депрессивному региону в зеленую корзину - и нет вопросов. А желтая корзина на самом деле состоит из двух элементов. Из той цифры, о которой мы договорились со странами-партнерами, и из права каждой страны-члена ВТО использовать механизмы желтой корзины на сумму в 5% от ВВП сельского хозяйства, а это $5 млрд. Таким образом, наши переговорщики оставили России право положить те же $10 млрд в свой карман, которые предусматривались еще 17 лет назад, в начале переговоров, только по-другому".

Когда переговоры завершатся, появится так называемый проект протокола рабочей группы, где будет цифра желтой корзины. Приложением к этому протоколу будет огромная таблица с 11 тысячами цифр по каждой тарифной линии. Этот документ как проект в Интернете не появится, но он будет доступен экономической общественности присоединяющейся страны, а также всем официальным органам всех стран-членов ВТО.