Такого в Москве еще не случалось - целую школу закрыли за неуспеваемость.
Скандальная ситуация обсуждалась даже на совещании в мэрии. "Это - ЧП", - сказал мэр Сергей Собянин. Но нет худа без добра: теперь департамент образования возьмется за тотальную проверку школ, где хромает успеваемость.
Что будет с оскандалившейся школой-двоечницей N 874 и другими "слабыми" учебными заведениями? В вопросе попытались разобраться корреспонденты "РГ".
Перед Новым годом общеобразовательную школу N 874 ("Школу здоровья"), которая находится на западе столицы, лишили аккредитации за плохую успеваемость. Неожиданно для всех в общем-то формальная процедура закончилась драматически. Ученики, как положено, сдавали тесты по математике, русскому языку и литературе, химии, физике, биологии, истории и английскому... Но количество итоговых двоек немало озадачило проверяющих.
Школе - в порядке исключения - даже дали шанс на пересдачу. Но и со второй попытки знаний не прибавилось. Например, среди девятиклассников, по словам руководителя городского департамента образования Исаака Калины, не справились с заданиями по математике 54 %, по русскому языку - 62 %, по химии - 68 %, а по английскому языку - даже 70 %. Зато, говорят, по физкультуре (вотчина бывшего директора школы) отметки у всех были хорошие.
После этого в школе прошло выездное заседание аттестационной коллегии. Кстати, ее состав поменялся совсем недавно. Прежде она на две трети состояла из руководителей окружных управлений образования и других чиновников. Теперь в нее входят директора лучших школ - "с именем", вузовские преподаватели, активные родители. Судили-рядили: вроде у школы неплохая материальная база, сделан ремонт, есть компьютеры, оборудованный спортзал.
Стали разбираться в причинах. Очень слабая начальная школа. Текучка кадров. Директор Николай Кокорин не сумел наладить учебный процесс... В общем, "полная потеря контроля над образовательным учреждением" - такой диагноз поставил Исаак Калина. Вот и результат. Коллегия пришла к выводу, что школу, как это ни печально, надо лишать аккредитации за плохое качество образования.
И с 18 января школы N 874 не существует. Нет больше такого номера. И директор уволен. Но это не значит, что на здании повесили замок. Детей надо учить, и учить хорошо. Потому принято решение присоединить расформированную школу к Центру образования N 97, который находится в том же Западном округе и тоже имеет статус "Школы здоровья".
Ни учеников, ни родителей эта новость не огорчила.
- Новая школа сильнее, и тоже с оздоровительным уклоном, - говорит Вера Ивановна, родительница пятиклассницы. - И хорошо, что с лишением аккредитации не стало и номера. А то ребенок скажет кому-нибудь, что он из 874-й школы, и услышит в ответ: "Это из школы-двоечницы?.
- Я не против перемен, - рассуждает мама ученика 5 "А" класса Татьяна Николаевна. - Ведь территориально школа никуда не переедет, сыну по-прежнему будет близко ходить. Расформирование школы, наверное, пойдет на пользу, поскольку придут более сильные учителя. Родителям трудно судить о качестве обучения: нет двоек - хорошо. Хотя преподаватели по основным предметам (русский язык, математика и английский) менялись слишком часто.
- Я сама окончила эту школу, а сейчас в ней учатся мои дети, - рассказывает Елена Губанова, мама восьмиклассницы Оли. - Школа что ни на есть "средняя", но таких "провалов", которые выявила контрольная, никто из родителей не ожидал. Надеемся, что в новой школе детей подтянут по предметам.
В прежние времена была в школах такая практика: отстающих брали на буксир. То есть слабого ученика прикрепляли к сильному, который помогал ему делать уроки. Судя по всему, то же происходит и сейчас, только в более крупном масштабе. На языке чиновников, это называется "реорганизацией путем присоединения к сильному образовательному учреждению". До сих пор так поступали с малокомплектными школами. Теперь - и со "слабыми".
Мы позвонили директору Центра образования N 97 Ирине Мальчевской, которая приняла пополнение из проштрафившейся школы, и поинтересовались, каково ей тянуть "буксир".
- Я только с 19 января исполняю обязанности директора школы N 874 (теперь такого номера нет), - говорит Мальчевская. - Но все эти дни только и делаю, что отвечаю журналистам на этот вопрос. Да, ситуация в школе крайне тяжелая. Но мы нашли взаимопонимание с "новичками", как с учениками, так и с преподавателями. Учебный процесс не прервался - ребята сразу включились в работу. Пока никого из преподавателей менять не планируется. Наша задача - подтянуть ребят по всем предметам, а не только по тем, по которым проводились контрольные работы. Особенно это важно для выпускных классов, которым сдавать экзамены. Сейчас в помощь школе направлены наши педагоги и методисты. Составлен план действий, по нему будем работать. Думаю, справимся.
Школы за неуспеваемость на второй год не оставляют, их закрывают. Такой прецедент создан в Москве. Что дальше?
- Департамент образования Москвы намерен провести работу по выявлению школ с низким уровнем образования и провести в них внеплановый мониторинг учащихся, - сообщил пресс-секретарь департамента Александр Гаврилов.
Если выявится, что в какой-то из школ "хромает" успеваемость, для начала ей помогут, педагогов направят на стажировку в лучшие школы столицы. Но в любом случае, как заявил Гаврилов, "департамент образования столицы не будет покрывать школы, в которых должным образом не налажен учебный процесс, и сделает все возможное, чтобы подобных учебных заведений в городе не было".
В самом деле, если школа не "тянет", то почему должны страдать дети?
Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в Москве:
- С одной стороны, закрытие школы - чрезвычайное происшествие. А с другой стороны - это нормально. Срезы знаний проверяются регулярно, порой результаты бывают не блестящие. Но чтобы столько двоек, и повторно?.. Я считаю, что в данном случае для детей может быть только лучше. Тем более что дети остались в прежнем здании и со своими учителями.
Ничего страшного не вижу в объединении "сильной" и "слабой" школ. Даже наоборот. Говорим давно: вот стоят по соседству четыре школы, а все родители рвутся записать первоклашек в одну. Сюда - очереди, а там некомплект. Отчего не объединить? Такая практика в Москве существует и оправдала себя. Есть директора, объединившие по 3-4 школы, а у некоторых - 7 зданий. Зато все дети учатся в хорошей престижной школе. Надеюсь, что и Центр образования N 97 вытянет школу-двоечницу, научит ребят математике и русскому языку. А лишение аккредитации послужит уроком всем педагогам.
Виктор Панин, зампред Общества защиты прав потребителей образовательных услуг (ОЗППОУ):
- Раньше эту аккредитацию давали всем без разбору. По большому счету она была формальной. Нынешний случай беспрецедентный, особенно для системы образования Москвы. Все недостатки обычно замалчивались, а тем временем качество образования падало. К нам поступает немало жалоб, особенно от родителей и особенно на поборы в школах. Последняя жалоба - на администрацию школы N 737, где, как пишут авторы, учителей набирают не по профессиональным качествам, а по родственным связям...
Радует, что новое руководство департамента образования заняло принципиальную позицию и намерено всерьез решать школьные проблемы.
Телефон доверия департамента образования Москвы: (495) 366-70-94.