Взрыв прогремел в 16.32 в зале прилетов международных рейсов аэропорта Домодедово возле кафе "Азия".
Бомба была снаряжена поражающими элементами из обрубков металлической проволоки, стальной арматуры и шариков. Сразу после взрыва зал заволокло дымом, свет погас, началась паника. Спасением для многих оказались две колонны, кроме того, встречающие стояли плотной толпой, и ближние к эпицентру своими телами заслонили от поражающих элементов задних.
По данным на момент подписания номера, погибли 35 человек. Общее число пострадавших превышает 170 человек, из которых 111 госпитализированы. По данным МЧС, кроме россиян, пострадали граждане Нигерии, Словении, Словакии, Сербии, Германии, Италии, Франции, Молдавии, Таджикистана и Узбекистана.
После теракта милиция усилила патрули в метро и на вокзалах. Многим сотрудникам отменили выходные, рабочий день увеличен с 8 до 12 часов.
Версии
1. Основная: террорист-смертник в возрасте от 30 до 35 лет приехал в аэропорт на машине. "Попасть в зал, где произошел взрыв, ему не составляло большого труда", - прокомментировал ситуацию представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.
Смертник вошел в зал, заполненный встречающими: ожидалось прибытие порядка 30 рейсов. Бомба была закреплена на его поясе, некоторые свидетели утверждают, что перед подрывом он что-то крикнул. Но показания разнятся: кто-то утверждает, что террорист кричал "Я вас всех убью!", по другим данным, он просто выкрикнул свое имя.
Мощность взрыва составила 7 кг тротила. Согласно этой версии, взрывом террористу оторвало голову, от тела остались лишь окровавленные фрагменты, личность удастся установить посредством анализа ДНК. Возможно, у него был сообщник или сообщница.
2. Бомба находилась в багаже у женщины, которая была одета в черную одежду, напоминающую паранджу. Эту информацию сообщил оперативникам один из очевидцев, находившийся, по его словам, недалеко от эпицентра взрыва. Террористку, по его показаниям, сопровождал мужчина.
Цветные планы
Предполагается, что Госдума через две недели обсудит законопроект об информировании населения о террористической угрозе. Предупреждать жителей о том, что в регионе готовится теракт, будут при помощи цветовой шкалы опасности - как в США и Европе, где повышенному уровню террористической опасности соответствует синий цвет, высокому - желтый, критическому - красный. Сейчас население оповещают только о грядущих ураганах и снегопадах. Скопировать западную практику на российскую почву депутаты собираются уже семь лет.
Также на заседании Госдумы, посвященном теракту, прозвучали предложения в целях безопасности запретить в аэропортах VIP-залы, которые стали "излишне коммерциализированы": "они давно не являются клубом уважаемых людей. Здесь сквернословие, дым и много непонятных охранных структур".
На ошибках учатся
Появились сообщения о том, что полиция Нью-Йорка направила в Москву специалиста по борьбе с терроризмом для помощи в расследовании взрыва. Но, как сообщили источники в полиции газете The New York Daily News, его основная задача - выявить допущенные российскими силами безопасности ошибки. Детектив посмотрит, нельзя ли извлечь из охраны наших аэропортов уроки, которые можно применить при охране американских.
Прошлой весной, напоминает издание, из США в Москву также были направлены два эксперта, которые, изучив обстоятельства терактов, совершенных 29 марта, вернулись с рекомендациями по повышению безопасности нью-йоркского метро.
Выплаты
Семьи погибших получат по 3 млн рублей из федерального и регионального бюджетов, получившие тяжкий и средний ущерб здоровью - по 1,9 млн рублей, легкие травмы - по 1,2 млн рублей. Кроме того, столичные власти выплатят семьям погибших москвичей по 2 млн рублей, имеющим ранения тяжелой и средней степени тяжести - по 1,5 млн рублей, легкораненым - по 1 млн рублей.
Пиар и мародеры
Сразу после теракта появилась информация о том, что водители предлагали вывезти желающих из аэропорта за 20-30 тысяч рублей. Одновременно, сообщали некоторые СМИ, из города в аэропорт приехали москвичи, которые предлагали всем желающим бесплатно довезти до ближайшей станции метро. Правда, блогеры выдвинули свою версию: по их данным, это больше напоминало пиар-акцию одного из молодежных движений, активисты которого приехали в аэропорт на двух переполненных "Газелях", но с табличками "бесплатно до метро". Эти фото и попали в Интернет.
Тем не менее власти Москвы намерены заключить соглашения с несколькими таксомоторными парками, чтобы не допустить завышения цен на услуги таксистов в случае трагедий. Как пообещал Сергей Собянин, мэрия заключит контракты с 2-3 таксомоторными парками, чтобы в случае ЧП они развозили людей либо бесплатно, либо по приемлемым ценам.
Сразу после трагедии активизировались "мобильные аферисты". В частности, "ВымпелКом" предупредил об увеличении числа попыток мошенничества - появлении СМС-сообщений с просьбами перечислить средства на мобильные счета якобы пострадавших или их родственников. Вечером 24 января зафиксированы обращения от абонентов, которые получили SMS с частных номеров приблизительно следующего содержания: "Мама/папа, я в аэропорту. Положи деньги на счет, потом все объясню". Поддельные счета "помощи пострадавшим" открываются и в Интернете.
Найти и уничтожить
Дмитрий Медведев в среду уволил начальника управления МВД в Центральном федеральном округе по транспорту генерал-майора Андрея Алексеева, назначенного на этот пост в августе 2010 года. А глава МВД Рашид Нургалиев на встрече с главой государства доложил об увольнении еще троих - начальника линейного управления милиции аэропорта Домодедово и двух его замов. Президент пообещал, что отставки продолжатся: "На этом все закончиться не должно, это только верхние начальники, - подчеркнул он. - Тряхните всю транспортную милицию. Если люди не понимают, как надо работать, мы найдем других".
Министру транспорта Игорю Левитину глава государства поручил проверить крупнейшие транспортные объекты. "Не все положения законодательства исполняются, растет количество нарушений на всех видах транспорта, - недоумевал Медведев, добавив, что милиция занимает пассивную позицию и в лучшем случае "трясет" мигрантов".
А накануне на заседании коллегии ФСБ президент заявил, что череда ЧП на одном и том же объекте заставляет задуматься и о критических недостатках в работе аэропорта Домодедово. В частности, Медведев напомнил, что в августе 2004 года именно из Домодедово вылетели самолеты Ту-154 и Ту-134, которые были подорваны террористками, погибли 90 человек. Обе смертницы тогда попали на борт за взятку в 1000 рублей. Президент поручил Генпрокуратуре проверить, как обеспечена безопасность на общественном транспорте. И, в частности, в Домодедово.
Комментарий "РГ"
Можно не сомневаться, что "серьги" будут розданы всем "сестрам": и тем, кто отвечает за охрану аэровокзала, и тем, кто ведет агентурную работу. Действительно, вопросов - задним числом - возникает много. Где-то явно проморгали милиционеры из линейного отдела, не были включены на входе в здание аэровокзала рамки металлоискателей. С другой стороны, если тщательно досматривать абсолютно всех, то образуется очередь, по сути - скопление людей - на входе. И какая разница, где взрывать?
Опять же, почему контрразведка загодя не проработала потенциальных кандидатов в смертники? Ведь алгоритм вербовки в самоубийцы известен. Тем более, в последние три-четыре месяца наш спецназ поработал в горах Северного Кавказа очень продуктивно. Не исключено, кому-то захотелось отомстить.
Да, как обычно это бывает после таких случаев, сейчас начинается повсеместное усиление мер безопасности - появляются оцепления, патрули с собаками, тотальные проверки и досмотры. Только в Москве выставили дополнительно около 20 тысяч милиционеров и солдат Внутренних войск. Но потом все возвращается на круги своя.
Но вот что примечательно. Прошлой весной, сразу после взрывов в московском метро, Медведев приказал завершить подготовку комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. Указ был опубликован в "РГ". На выполнение задачи давалось четыре месяца. Ожидается, что к январю 2014 года заработает уже вся комплексная система. Сюда должно войти все: и техническое антитеррористическое оснащение, включая сканеры-определители взрывчатки, и системы видеонаблюдения, сопряженные с базами данных о возможных преступниках и террористах, и каналы оповещения об опасности.
Понятно, что меры безопасности должны разрабатывать эксперты из спецслужб и милиции. Но отвечать за создание всей системы придется минтрансу. И вот больной вопрос: как выполняется президентский указ?
Источники в правоохранительных органах рассказали "РГ", что теоретически безопасность в аэропортах - на вполне высоком уровне. Все оборудование есть, все процедуры прописаны. В том же Домодедово созданы шесть зон безопасности, которые должен преодолеть террорист, чтобы добраться до самолета. И эти зоны начинаются до въезда на прилегающую к аэропорту территорию.
Давно образованы досмотровые группы служб авиабезопасности, в которые входят сотрудники милиции, ФСБ и ЧОП. У транспортной милиции - около полутора сотен спецподразделений численностью более тысячи сотрудников. Всего же в российских аэропортах 470 пунктов досмотра, причем с техсредствами поиска. Ежесуточно досматривается свыше полутора тысяч рейсов и примерно 125 тысяч пассажиров.
При въезде на территории аэропортов установлены шлагбаумы, на которых должны быть посты ДПС для досмотра въезжающего транспорта и, если надо, проверки по базам данных МВД. При входе в аэровокзалы положены стационарные металлоискатели и интроскопы, а сотрудники транспортной милиции должны быть оснащены металлодетекторами для ручного досмотра пассажиров, багажа и ручной клади.
В столичных аэропортах все это оборудование есть. И уже года три как принято решение о досмотре не только улетающих, но и всех входящих в здание. А рейсы с Северного Кавказа предписано досматривать и после приземления.
В Домодедово установлен прибор "Ионоскан", способный определять мельчайшие частицы взрывчатых веществ на одежде человека. Есть прибор "Якр-160" для обнаружения взрывчатки и оружия в ручной клади, сканеры "Сибскан" и "Консис" для обнаружения ее на теле и в одежде пассажира. Причем при достаточном количестве аппаратуры и грамотно организованном механизме досмотра очередей можно избежать.
И это не говоря о камерах видеонаблюдения, которые должны контролироваться службами авиабезопасности. А транспортная милиция имеет возможность применять программно-технический поисковый комплекс "Розыск-Магистраль", позволяющий идентифицировать находящегося в розыске преступника.
Почему не сработал весь этот арсенал средств защиты и работал ли он, предстоит разобраться Генпрокуратуре. Вероятно, как это у нас бывает, сказался пресловутый человеческий фактор. То есть халатность должностных лиц, отвечающих за безопасность. Возможно и другое - контрольную аппаратуру установили только для досмотра улетающих пассажиров. А в здание аэровокзала вход оказался свободным.
8-499-265-97-90 - по этому телефону любой, кто что-то знает о теракте, может связаться со следователями.