Сегодня заканчивается всеобщее обсуждение проекта нового закона "Об образовании". За два месяца, что текст закона был вывешен в Интернете, пришло около 7 тысяч поправок. Многие из них касались учебных заведений сферы искусства.
Дело в том, что проект совсем не учитывал их специфику и по сути равнял под одну гребенку балетные училища и металлургические колледжи. А, скажем, консерваториям предлагал жить по тем же правилам, что и многопрофильным вузам.
Прима на вырост
Новый закон "Об образовании" вдвое сократит время на подготовку балетных артистов Так, вместо восьми лет обучения балетным танцовщикам придется провести в стенах хореографических училищ всего три года. За это время, считают специалисты, нельзя подготовить будущую прима-балерину, зато легко можно потерять лучших педагогов-хореографов.
- Мы принимаем детей после начальной школы - в 11 лет, - говорит Людмила Шевченко, директор Пермского хореографического колледжа. - Уже к 9-10 годам организм ребенка достаточно сформирован. Можем оценить: длинные ножки, выворотность, подъем стопы, тонкие косточки, длинные мышцы. Но сейчас предлагается стандарт, по которому дети до 15 лет будут учиться в школах искусств и только потом придут к нам. В этом возрасте уже слишком поздно учить балету, физический аппарат человека уже сформирован!
Пермское хореографическое училище принимает по 40 абитуриентов в год, комиссия отбирает из 300-400 желающих только самых одаренных девочек и мальчиков. Сюда поступают дети из Европы, с Балкан, из Японии и со всей России - от Калининграда до бухты Провидения на Чукотке. В выпускном классе, через восемь лет обучения, у каждого, даже не самого выдающегося молодого танцовщика - по шесть-восемь приглашений от ведущих театров страны.
- Нужна выстроенная система тренажа: классический танец - два часа шесть дней в неделю. С четвертого года обучения - народно-сценический танец, с шестого - дуэтно-сценический, репетиции до восьми вечера. Только так к 18-19 годам формируется профессиональный артист балета, - говорит Людмила Шевченко. - Я не знаю другой специальности, которая требует такого длительного обучения. Разве что в медакадемии.
В балете, уверяют педагоги, в каждом па положение тела выверено до градуса: положение пальчика-мизинчика, головы и корпуса может быть только таким, локоток на определенном уровне, "кисточку" раскрыть, чтобы "дышала". Поступив в 15 лет в училище, овладеть элитарным искусством балета невозможно.
- К нам пробуют поступать ребята из школ искусств, как и предполагает новый закон, - говорит директор колледжа. - Иногда особо одаренных детей мы берем. Сейчас у нас второй год стажируется девочка - лауреат Дельфийских игр, была премирована на профессиональном конкурсе в Красноярске. Однако педагоги категоричны: несмотря на прекрасные данные, девушка недостаточно обучена.
Беда в том, что в свое время она не освоила народный танец, не танцевала в дуэте - специальные танцевальные навыки приобретаются только в профессиональных учебных заведениях как раз за те пять лет, что нынешний вариант закона предпишет проводить в школах искусств. И что хуже всего - судьба талантливой танцовщицы в Перми может стать нормой при подготовке артистов балета в России.
От мысли, что специальное учебное заведение для одаренных детей, методика обучения которых формировалась в течение трехсот лет, будет приравнено к техникуму, педагоги Пермского хореографического колледжа стараются отмахнуться. Не верят. Ведь тогда система начнет разрушаться на корню: педагоги-хореографы младших и средних классов, оставшись без юных учеников, и сами уйдут из российских хореографических училищ - благо их труд и мастерство чрезвычайно востребованы за рубежом.
Пьеса для флейты с бабушкой
Детской музыкальной школе положено на развитие 5 тысяч рублей в год. Этого хватит, чтобы купить, например, достаточно мыла. В прошлом году впервые за последние семь лет Хабаровская детская музыкальная школа N 2 приобрела электророяль, аккордеон и баян.
- Это первая серьезная покупка инструментов на бюджетные деньги, - говорит директор Юрий Яковлев.
Директорский кабинет похож на санузел: узкая дверь, такой же узкий коридорчик в форме кочерги.
- Здесь когда-то был душ, - объясняет Юрий Вячеславович.
Яковлев возглавил школу несколько лет назад и хорошо помнит капающий потолок, холодищу, тесноту и вздутый линолеум. Теперь от всего перечисленного осталась лишь теснота, но с ней уже ничего не поделать. У директора всего пять минут антракта, потому что идет концерт. По профессии эстрадник и аранжировщик, Яковлев сегодня, например, целый день сидит за синтезатором и аккомпанирует своим юным воспитанникам: саксофонистам, вокалистам, флейтистам...
Саша Вергулес старательно играет пьеску Генделя на флейте. В щель двери, теребя шлейф из органзы, подсматривает "следующий номер" - 8-летняя вокалистка Алия Минникаева. Ее номер - эстрадная песня. Подружка согласилась подпеть у нее в бэк-вокале. У каждого своя минута славы.
- Петь и танцевать начала с пеленок, - умиленно вздыхает, глядя на выступающую внучку, бабушка Ольга Юрьевна. - Что ж, пришлось пианино взять в кредит.
Самое крупное вложение - в инструменты.
- Музыкальный инструмент должен быть у каждого свой, как зубная щетка, - учит преподаватель духовых инструментов Светлана Юрченко.
Легко сказать: среднего пошиба флейта стоит 25 тысяч, это полторы хабаровских зарплаты. Родители покупают, вздыхая: мол, самое выгодное вложение - в образование детей.
Яковлев школьными еженедельными концертами ужасно гордится. Они - часть его директорской программы по выведению бюджетного образовательного учреждения из финансового кризиса.
- Если бы здесь было все как раньше: и зудящие скучные гаммы, то никто из учеников сюда не бежал вприпрыжку, как сегодня. Ведь занятия музыкой в раннем возрасте нередко идет только от желания родителей.
Собственную программу выхода из кризиса он построил... на детских амбициях.
- Еще помогло телевидение с его фабрикой звезд. Кто из тинейджеров не хочет быть эстрадной звездой? Я обещал: чем бы ты ни занимался - саксофоном, пианино, гитарой, - за успешную работу выйдешь на сцену. Будет настоящий концертмейстер, микрофон и зеркальные блики.
- Потакаете масскультуре? - спрашиваю.
- Потакаю, - кивает Юрий Яковлев. - Но лишь первый месяц. А потом ребенок сам занимается, без нажима: учит гаммы, сдает сольфеджио, делает упражнения. Для него урок уже в радость, а концерт - не мука, а удовольствие. И дети сами рвутся на сцену!
В окрестностях музыкальной школы N 2 проживают далеко не Рокфеллеры. Учиться музыке и пению приходят дети пожарных, милиционеров, учителей, таксистов, офисных служащих. На учебу едут даже из пригорода. А опыт Юрия Яковлева изучают на педагогических семинарах. Он рассказывает, как привлечь деньги туда, где их отродясь не было.
Иван Лобанов, заместитель министра образования и науки:
- Было предложение перейти к одному виду образовательных учреждений высшего профессионального образования - высшим учебным заведениям, с возможностью сохранения и использования вузами их старых названий. Это решило бы многие проблемы, в том числе психологические. Если консерватория - будет консерватория, если школа-студия МХАТ - значит, школа. Консерватории, военные училища, школы-студии, как, например, при МХТ под руководством Табакова, должны сохранить свой статус.
Олег Неретин, директор Департамента науки и образования минкультуры:
- Средняя зарплата в школах искусств - 5600 рублей. Недофинансированность составляет около 7 млрд. рублей. Необходимо установить нагрузку педагогов в 18 часов, приравняв их к школьным учителям, сохранить им льготные пенсии, а школы искусств выделить как ступень предпрофессионального образования.
Николай Цискаридзе, народный артист России
- Я - сын педагога и вырос в учительской. Моя вторая специальность- педагог, я преподаю в Академии хореографии, так что вопросы, которые сейчас обсуждаются, мне близки. Хочу заметить, что хореографическое образование в России существует дольше, чем государство в США. И когда наша страна проиграла Олимпиаду в Ванкувере, мы в очередной раз прикрылись балетом, показав на заключительном концерте такое количество звезд, что весь мир ахнул. Ни одна страна не может похвастаться там хореографическим образованием,как у нас. Только вот что получается: оно есть, но в законе не прописано. Такие учреждения, как Академия хореографии, должны иметь особый статус, а стандарты, допустим, в области хореографии, должны писать танцующие артисты, а не должностные лица, и не те, кто всю жизнь стоял с копьем у воды на заднем плане сцены.А если будем жить так, как нам предлагают сейчас, то скоро слова "а также в области балета мы впереди планеты всей" будут совсем не про нас.
Борис Любимов, ректор училища имени Щепкина:
- Одно из самых больших завоеваний страны - художественное образование. Когда наши педагоги уезжают за рубеж, то они ценятся, поверьте, очень высоко. Так ли хорошо, что мы потянулись в болонский процесс? Болонская система - снижение образования до уровня стран "третьего мира".
Владимир Малышев, ректор ВГИК:
- В стране по всем вузам сейчас выпускается в год 800 актеров, реставраторов вообще 30 человек. А два гиганта - минобрнауки и минкультуры вынуждены бодаться. И получается, к сожалению, не всегда в пользу культуры. Вот в прошлом году наши специальности вроде бы включили в список творческих экзаменов, но на всякий случай забыли кинопродюсера. А завтра забудут режиссера. Не по злобе, а так. Все нововведения почему-то усложняют нам жизнь. Планируется теперь на вступительные экзамены допускать общественных наблюдателей в виде родителей. Я представляю: идет творческое испытание актеров, заходит 15 родителей. У мастера свое видение, он набирает мастерскую. А мама говорит: "Мой Петя все равно хорошо поет".