Фонд поддержки малого бизнеса Орловской области работает уже два года. Через эту структуру прошли десятки миллионов рублей, но займы здесь получили менее одного процента бизнесменов региона. Может, их отпугивает сложность процедуры, недоверие к такого рода организациям или невыгодные условия господдержки? Корреспондент "РГ" на собственном опыте проверил, насколько реально получить заем.
Приходите завтра
В первую очередь мне пришлось стать бизнесменом. Формальная процедура относительно проста. С прошлого года на Орловщине действует закон о патентах на предпринимательскую деятельность. Покупаешь его за определенную сумму - и, считай, заплатил налог. Среди прочих вариантов выбираю "Оказание редакторских услуг и услуг перевода", стоимость патента - около 12 тысяч рублей в год. Легенда такова: хочу открыть литературное агентство и помогать начинающим авторам "пробиваться" к издателям.
Вопреки ожиданиям очереди в фонде не было. Меня сразу приняли и первым делом поинтересовались целью визита. И тут же последовало первое "но" - заем дают на развитие, а не на открытие бизнеса. Хорошо, приду через месяц, но уже сейчас хотелось бы узнать, что меня ждет.
- В заявке необходимо указать цели, на которые вы хотите получить заем, - объяснила сотрудница фонда. - Например, покупку оборудования или сырья.
Мне вручили перечень документов, которые надо приложить к заявке (анкете заемщика), и ее бланк. Необходимо заполнить три страницы, но некоторые пункты вызвали недоумение. Например, требуется не только указать все имущество, которым владеют мои родственники, но и рассказать, каким образом оно к ним попало. Необходимо также подробно описать свой бизнес, в частности, привести полную финансовую отчетность за последние три месяца, включая полученную прибыль. Позже знакомый юрист объяснил, что я не обязан давать такие сведения. Конечно, фонд считается автономным областным учреждением, но там не дали гарантии, что сведения будут держать в тайне. А раз так, есть риск, что информация о моем бизнесе и материальном положении всей семьи попадет в чужие руки.
Биться об залог
- Заем необходимо обеспечить залогом, - рассказала также сотрудница фонда. - Это может быть ваше имущество или третьего лица, если кто-то захочет за вас поручиться.
Заложить можно, например, автомобиль или квартиру. Величина залога зависит от суммы кредита - от 50 тысяч до миллиона рублей. Деньги дадут на год под процент ниже банковского - и это чуть ли единственный плюс в сравнении условий кредитования фонда и обычных финансовых учреждений. К тому же, если отсрочка платежей возможна, то проценты придется платить с первого же месяца. Словом, "площадки для разгона" нет. Я беру деньги и, не успев их вложить в дело, начинаю отдавать. А если опоздаю с платежом?
- В этом случае, - заявили мне, - фонд может потребовать досрочного возврата займа и процентов по нему.
Как клиенту, мне также не понравилось, что на меня ложатся все расходы по оформлению займа, издержки и пошлины. А если бы я жил не в Орле, а в каком-нибудь райцентре, с меня также потребовали бы рекомендательное письмо от общественной организации предпринимателей или администрации района. Кроме того, фонд оставляет за собой право требовать некие дополнительные документы.
Помимо бизнес-плана, надо собрать более десятка бумаг, для чего придется побегать по ведомствам. В той же налоговой службе надо получить несколько справок. А там всегда есть очередь. Но главная проблема - что отдать под залог? Ведь потому я и пришел в фонд за помощью, что не имею собственного дорогого имущества. На заем в 300 тысяч рублей я планировал арендовать помещение, приобрести оргтехнику и программное обеспечение. Мне не отказали, но настоятельно посоветовали найти человека, который ради меня рискнул бы заложить свой автомобиль.
С неоценимым эффектом
В облсовете корреспонденту "РГ" дали справку департамента экономики "Информация для оценки эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства за 2008-2010 годы", составленную в минувшем октябре: "На сегодняшний день ОАУ "Орловский региональный фонд развития и микрофинансирования малого предпринимательства" выдано 240 займов на сумму 95,8 миллиона рублей, из них в 2010 году - 161 заем на 61 миллион".
В списке получателей мер господдержки есть компании, бравшие займы не один раз. Значит, кто-то находит залог или какой-то другой подход. Но все же настораживает, что услугами фонда воспользовалась всего пара сотен субъектов малого предпринимательства, ведь, если верить статистике, их в регионе вместе с ИП около 30 тысяч.
Всего же с учетом субсидий и грантов из областного бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса в 2009 и 2010 годах было выделено почти 236 миллионов рублей. Парадокс, но, похоже, мало кто знает, какой эффект принесли столь серьезные инвестиции. В декабре этому вопросу было посвящено заседание облправительства. Выступавший на нем руководитель департамента экономики Юрий Есипов отметил, что на тот момент фондом было выдано уже 284 займа на сумму более 100 миллионов рублей. Однако, насколько успешно они были освоены, чиновник не сказал.
В комитете облсовета по экономической политике, предпринимательству и собственности бытует мнение, что фонд, по сути, исполняет функции банковской структуры, выдающей бюджетные средства под проценты. А учитывая достаточно обременительные условия выдачи займов, такую деятельность депутаты не считают мерами господдержки. По мнению зампредседателя комитета Виталия Утешева, основной целью работы фонда должно быть повышение "результативности выданных микрозаймов", а не получение фондом доходов. На эту тему высказался и глава региона Александр Козлов: "Мне бы хотелось знать, что конкретно сделали те, кого мы поддержали, каков у них прирост продукции, сколько ввели дополнительных рабочих мест? Вот в этом пока проблема…"
Кстати, а много ли займов бизнес берет на укрепление производства? Ответ удалось найти в департаменте экономики, и он был ожидаем. Чаще всего деньги в фонде берут на развитие торговли. И лишь затем идут строительство и производство.
В облсовете признают, что оценивать эффективность помощи бизнесу пробовали разными способами. Например, подсчитали налоговые поступления и удивились. В 2008 году, то есть до начала реализации мер господдержки, сборы с тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения, составили 406 миллионов рублей. В 2009 году они упали до 313 миллионов, а в 2010-м поднялись до 370. Без господдержки бизнес работал эффективнее? Или "вкачанные" в него средства уходят не туда, куда надо? Ответов на эти вопросы нет, поскольку нет и четких критериев оценки эффективности мер господдержки. В отличие от жесткой и во многом отпугивающей системы кредитования.
Александр Козлов, губернатор Орловской области:
- Хорошо бы иметь пять-семь типовых проектов, которые мы могли бы предложить бизнесменам, в том числе молодежи. Выделить под них деньги и поставить условия: скажем, чтобы через год предприниматель построил линию по производству товаров, пользующихся спросом. Но этого пока в регионе нет, как нет и системной работы с малым бизнесом.
P. S.
После посещения фонда стало понятно, что предпринимателям выгоднее охотиться за безвозмездным грантом, чем получить заем. Процедура там тоже непростая, зато деньги не надо возвращать. А при определенной ловкости можно даже и не тратить, что подтвердила проверка, проведенная в прошлом году контрольным управлением аппарата губернатора. Система предоставления субсидий построена так, что бизнесмену достаточно принести документы, подтверждающие использование средств на заявленные цели. Например, чеки на покупку оборудования. Но если завтра он свернет предпринимательскую деятельность или продаст технику, это вряд ли отследят. И тогда деньги можно потратить, по сути, как заблагорассудится.