Сегодня, по официальным оценкам, по Москве колесят 9 тысяч легальных и еще 40 нелегальных такси. По неофициальным оценкам, людей, которые работают на собственный карман, не платят налогов и не отвечают за жизнь пассажиров, не менее 100 тысяч. Как же сделать этот рынок цивилизованным? Этот вопрос для правительства Москвы сейчас один из самых актуальных.
Так называемые "бомбилы" берут массовостью и демпингом цен. Выходишь из метро, поднимаешь руку, и сразу рядом притормаживает вереница лихачей. Если у официальных перевозчиков час поездки стоит 750-780 рублей, то у "бомбилы", постоянно чувствующего "на хвосте" конкурента, вдвое дешевле.
Выгодно, конечно. Но, с другой стороны, садясь в машину с заляпанными грязью номерами, пассажир очень рискует. Довезут ли до места назначения?
Недавно, как писала "РГ", на юго-востоке столицы были задержаны пятеро мужчин, подозреваемых в серии разбойных нападений. Один из них, по оперативным данным, был за рулем авто.
Предлагая дамам "подбросить", он вместе с напарниками грабил пассажирок и, возможно, убивал их. Задержанные, по словам представителя столичного ГУВД Виктора Бирюкова, уроженцы Узбекистана в возрасте от 20 до 30 лет. Их подозревают в причастности к трем убийствам, одно из которых совершено совсем недавно.
Статистики, сколько людей пострадали в целом по столице, садясь на нелегальное такси, в ГУВД нет. Но и так понятно, что там, где нет контроля, царит беспредел. "Рынок совершенно дикий, - сказал корреспонденту "РГ" Вячеслав Лысаков, лидер общественного движения автомобилистов "Свобода выбора". - Если, не дай бог, что случится, кому вы побежите жаловаться? В милицию? И кого она будет искать? "Бомбилы" ведь покупают совершеннейший хлам - за 20, 30, максимум 50 тысяч рублей. В случае чего бросят машину. Не жалко. Ее стоимость для них давно окупилась".
Желание вытеснить этот криминально-теневой бизнес из города у столичных властей имеется давно. Одно время, например, с этой целью хотели на базе "Мосавтотранса" создать муниципальный таксопарк. Но потом от идеи отказались. "Монополизм в такой сфере не имеет смысла, - считает Вячеслав Лысаков. - У метро или железной дороги конкурентов быть не может. Слишком большие затраты нужны, чтобы построить параллельную "железку". А перевозить людей на земле желающих найдется много. Зачем же городу тратить на это свои деньги?" По его мнению, самый эффективный способ наведения порядка на рынке таксоперевозок - создание так называемых саморегулируемых организаций, которые уже доказали свою эффективность в строительстве, страховом бизнесе. Саморегулируемые организации - это такие кассы взаимопомощи. Если компания вступает туда, то СРО и несет всю полноту ответственности за нее, как и за остальных членов.
Частные компании, занимающиеся таксомоторными перевозками, утверждают, что готовы к такому объединению. А вот закон "О такси в городе Москве", принятый еще в 2008 году, не выполняется. Перевозчики говорят, непонятно было, что именно от них требуется в свете этого документа. И в самом деле, порядок применения закона депутаты Мосгордумы расписать забыли. Сейчас, когда власти рассматривают такси как одну из важнейших частей решения транспортных проблем города, вспомнили и об этом.
Несколько дней назад на сайте департамента транспорта появился проект постановления "О мерах по реализации закона "О такси в городе Москве". Жанна Терехова, пресс-секретарь департамента, пояснила: "Мы хотим услышать мнение москвичей, чтобы документ доработать и вынести на обсуждение правительства".
Что же предлагается для легализации рынка? Во-первых, создать городской реестр официальных такси. Компании, которые войдут в него, получат специальный знак отличия "Московское городское такси". В качестве голограммы они смогут его наносить на машины. И тогда пассажиру с одного взгляда будет ясно, где официальное такси, а где нелегальное. Кроме того, для такси будут оборудованы специальные стоянки - Москомархитектура уже подыскивает для них места. Пользоваться ими будут только те машины, на которых есть надпись "Московское городское такси". Обещают легальным таксистам разрешить и ездить по специальным выделенным полосам для общественного транспорта. Всех остальных за это будут штрафовать.
По мнению исполнительного директора Московского транспортного союза Юрия Свешникова, предложенные меры, безусловно - шаг вперед на пути к цивилизованному рынку такси, но одних их мало. "Для того чтобы вытеснить "бомбил", надо очень много легальных машин - не менее 50 тысяч по Москве, - солидарен с ним учредитель столичной таксомоторной компании Вадим Аллахвердиев. - Они появятся, если власти будут стимулировать развитие бизнеса в этой сфере".
Как именно? Например, нужно уменьшить ставку налога на прибыль организаций, отменить плату за стоянку в аэропортах. Сегодня час стоянки такси в Шереметьево обходится, к примеру, в 500 рублей. Эти расходы компании-перевозчики, естественно, перекладывают на плечи пассажиров. А содержание таксопарка и без того дело накладное. Ведь нужна техническая служба, чтобы вовремя проходить техническое обслуживание (ТО), свои медики, чтобы перед тем, как сесть за руль, они осмотрели каждого водителя, здоров ли, не выпил ли накануне.
Это - пряник. Но нужен и кнут. "Прежде всего в виде поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях , ужесточающих штрафы за оказание нелегальных таксомоторных услуг, - считает Свешников. - Причем штрафы должны быть больше дневной выручки таксиста - от 10 тысяч рублей и выше". Такого же мнения придерживается и глава ГУВД столицы Владимир Колокольцев.
Но чтобы было кого штрафовать, надо обязать извозчиков регистрироваться в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. И это тоже должно быть закреплено законодательно. И, конечно же, необходим контроль. Нужно предоставить ГИБДД либо транспортной инспекции право осуществлять постоянные проверки лиц, занимающихся извозом. Проверки проводить по принципу контрольной закупки. В комплексе все эти меры помогут сделать рынок таксоперевозок цивилизованным.
Между тем
Московские таксисты согласились возить пассажиров во время и после ЧП бесплатно. В распоряжение города они готовы предоставить 270 автомобилей. Свое намерение таксомоторные предприятия закрепили в специальном соглашении "О координации взаимодействия транспортного обслуживания населения легковым такси при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Москвы", подписанном ими с департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы, ГУ ЧС по Москве и столичным ГУВД.