Наверное, это самый необычный законодательный акт о силовых и правоохранительных структурах за всю историю России со времен Петра Первого. Причем это касается не только смысловой сути, но и самой подготовки закона.
В чем принципиальная новация законопроекта "О полиции"? И чем, собственно, не устраивал прежний закон? Почему нельзя было ограничиться поправками, корректирующими какие-то изменения в обществе?
Впервые государство передает право контроля над самой многочисленной вооруженной организацией рядовым гражданам. Полиция отныне - не столько инструмент власти и "карающий меч закона", сколько инструмент защиты граждан, который находится полностью в их руках.
Статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел РФ генерал-майор милиции Сергей Булавин рассказал корреспонденту "Российской газеты", что в последние годы стало особенно очевидным несоответствие между предъявляемыми в современной России требованиями к деятельности милиции и сформированными десятилетия назад формами ее работы. Перед МВД была поставлена принципиально новая задача - законодательно закрепить новую социальную модель деятельности органов внутренних дел. От полиции потребовали сконцентрировать свою работу на обеспечении правопорядка и защите прав и свобод граждан.
А для этого необходимо было решить два блока проблем. Во-первых, избавить ведомство от несвойственных ему функций. Во-вторых, четко определить исчерпывающий объем полномочий, перечень выполняемых функций, необходимых для организации эффективной и отвечающей ожиданиям населения деятельности работы органов внутренних дел. Стало понятно, что только ведомственными приказами и инструкциями эти задачи не решить - потребовался новый закон.
Насколько новый закон окажется более понятным и удобным в применении, в том числе - и для простых людей? Сергей Булавин считает, что получился документ, максимально приближенный к закону прямого действия. Собственно, как того требовал президент. То есть в нем стало значительно меньше отсылочных и бланкетных норм. При этом компетенция полиции имеет четко установленные рамки. Эта мера полезна не только сотрудникам, но и гражданам, в отношении которых будут исключены возможные злоупотребления. Ведь злоупотребления обычно происходят из-за нечеткости правовых формулировок либо на возможности использовать отсылочные нормы.
Особенно важным в законе Сергей Булавин считает акцентирование на социальной миссии в деятельности полиции. Ведь общество предъявляет особые требования к практике использования мер государственного принуждения. В новом законе эти меры сведены воедино и детально регламентированы. Также прописаны порядок и условия задержания граждан, проникновения в жилье, на земельные участки. Апелляция к необходимости защиты интересов одних граждан не может безосновательно входить в противоречие и нарушать личную безопасность других равных с ними граждан России.
Более того, закон закрепляет партнерскую модель взаимоотношений полиции и населения. То есть функции общественной безопасности и защиты возлагаются на органы правопорядка, а полицейские в своей работе руководствуются общественными интересами.
Особо Сергей Булавин подчеркнул, что законодательное закрепление получил такой правовой инструмент обеспечения прав граждан, как обязанность сотрудников полиции при приеме и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях выдавать заявителю уведомление о принятом сообщении. А при обращении в форме электронного документа направлять его на адрес электронной почты заявителя. Сергей Булавин рассказал, что еще при подготовке закона был учтен очень важный момент. Представление об органах внутренних дел складывается в первую очередь на основе личного контакта с полицейским. Поэтому успех реформы МВД во многом зависит от того, каким будет российский полицейский.
Особое внимание уделено повышению профессиональных и личностных требований к кадровому составу. В законе не только закреплен набор этих требований, но и установлены механизмы обеспечения законности, беспристрастности, открытости и публичности в работе.
Одним из главных критериев оценки работы подразделения полиции и его руководителя станет общественное мнение граждан, проживающих на территории обслуживания. Негативная оценка жителей может явиться поводом для увольнения из полиции.
Теперь каждый начальник будет обязан обеспечить жесткий контроль за деятельностью своих подчиненных. Ведь зачастую безобразия происходят именно из-за отсутствия контроля за сотрудниками.
А для изучения общественного мнения руководство МВД намерено применять разные способы и методы мониторинга.