В 2012 году начнется реконструкция Рокского тоннеля на Транскавказской автомагистрали

Специалисты одного из ведущих предприятий российской строительной индустрии приступили к работе по капитальному ремонту Рокского перевального тоннеля на Транскавказской автомагистрали.

Транскам - самая короткая дорога, соединяющая Россию со странами Закавказья и Ближнего Востока. Ее еще именуют в регионе "дорогой жизни", поскольку это единственная транспортная артерия между Россией и Южной Осетией. И "сердцем" стратегической федеральной автотрассы, несомненно, является Рокский перевальный тоннель.

Сложнейшее инженерное сооружение, построенное еще в советские времена и за почти три десятилетия эксплуатации не знавшее капитального ремонта, пришло в аварийное состояние. Со всей очевидностью это проявилось во время недавней пиковой нагрузки на тоннель в августе - сентябре 2008 года, когда между Северной и Южной Осетией следовали тысячи единиц военной техники и машин с людьми и гуманитарными грузами. Тогда минтранс и Росавтодор приняли решение о безотлагательной реконструкции Рокского тоннеля. При этом проектировщикам было необходимо решить главную и сложнейшую задачу: обеспечить во время реконструкции бесперебойное функционирование Транскавказской автомагистрали.

- Объект был включен в федеральную целевую программу "Дороги России" на 2010-2015 годы. В начале нынешнего года специалисты строительной фирмы, выигравшей тендер, приступили к первому этапу работ, - рассказал корреспонденту "РГ" начальник ФГУ "Управление ордена "Знак Почета" Северо -Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" Гайоз Макиев. - Чтобы начать реконструкцию основного тоннеля, для пропуска транспортных средств будет подготовлена существующая параллельная штольня. Предстоит расширить ее до пяти метров, поднять свод до высоты, позволяющей проходить большегрузным фурам.

Таким образом, к началу 2012 года должны быть созданы условия для начала реконструкции Рокского тоннеля. Предстоит восстановить его гидроизоляцию, заменить электрическое и вентиляционное оборудование, уложить новое покрытие дорожного полотна. После ввода в строй отремонтированного тоннеля, намеченного на 2015 год, заботиться о бесперебойном режиме работы "сердца" Транскама будет команда, в которую войдут более ста специалистов служб транспортной и пожарной безопасности, мастеров по эксплуатации инженерного оборудования, диспетчеров.

Как рассказал Гайоз Макиев, наряду с реконструкцией Рокского тоннеля, за предстоящие три- четыре года на высокогорном участке Транскама будут возведены еще два важных объекта инженерной защиты автомагистрали от губительного воздействия опасных геологических и метеорологических процессов. Ведь только на наиболее лавиноопасном девятикилометровом участке перевальной дороги - от Чертова моста до Северного портала Рокского тоннеля насчитывается по обе стороны более 200 лавинных очагов, представляющих угрозу для участников движения.

Поэтому в самом начале этого участка начато строительство 300-метрового противолавинного сооружения, которое позволит машинам без проблем миновать сразу пять опасных очагов возле Чертова моста. На 300 метров длиннее в северную сторону станет и действующая на 90-м и 91-м километрах Транскама противолавинная галерея, что также повысит степень защиты. Общий объем финан сирования капитальных работ из федеральной казны на следующее пятилетие оценивается более чем в 20 миллиардов рублей.

Кстати, в последних числах января Транскам был вновь закрыт для проезда большегрузного транспорта из-за снегопада. Ограничение не распространялось только на легковой транспорт. Но за сутки движение все же удалось восстановить.