В ближайшее время Госдума должна рассмотреть в первом чтении проект федерального закона "О водоснабжении и канализовании". Обсуждение "черновика" этого документа состоялось на днях в Торгово-промышленной палате РФ на совместном заседании комитета ТПП по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства и Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ).
По словам директора департамента ЖКХ минрегиона Ирины Булгаковой, будущий закон должен составить основу для регулирования отрасли. А пока что водопроводно-канализационное хозяйство в той или иной степени влияет на законодательства водное, земельное, о недрах и др.
Работники водно-коммунального хозяйства (ВКХ) сталкиваются с тем, что ежедневно должны пользоваться великим множеством нормативных актов. Исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова попыталась их систематизировать. И вот что получилось. Деятельность ВКХ регулируют: 20 указов президента, 123 федеральных закона, в том числе 10 кодексов, более 400 постановлений правительства, более 140 ГОСТов, санитарных правил, методических указаний и - внимание! - свыше 60 тысяч нормативно-правовых актов субъектов РФ. И все они, добавила Е. Довлатова, плохо коррелируют между собой...
И потому не случайно на заседании президиума Госсовета в ноябре прошлого года, посвященном проблемам ЖКХ, Дмитрий Медведев отметил необходимость принятия отдельного федерального закона, регулирующего отношения в области водоснабжения и канализования. После вступления в силу закон поспособствует повышению качества питьевой воды, снижению антропогенного воздействия на водные объекты, модернизации сетей ВКХ благодаря привлечению частных инвестиций и эффективным формам управления, снижению рисков ведения бизнеса в этой сфере.
Участники обсуждения в ТПП сошлись во мнении, что закон, безусловно, нужен, но в том виде, что он представлен в Госдуму, проект откровенно сырой. Например, в ст. 1 "Предмет регулирования..." читаем: "...закон устанавливает правовые основы взаимоотношений, возникающих в связи с водоснабжением и канализованием населенных пунктов с использованием централизованных систем водоснабжения и канализования...". А у нас в стране примерно 30 млн человек не подключены к централизованной системе водоснабжения, и, стало быть, их закон не коснется. По мнению профессора НИИ экологии человека РАМН Зои Жолдаковой, критерии качества питьевой воды, прописанные в проекте, на данный момент противоречат международным стандартам. По ее словам, остается далеко не полной и статья 22, посвященная нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты абонентами организаций ВКХ.
Эту тему развил и руководитель испытательного центра НИИ коммунального водоснабжения и очистки воды Яков Хромченко. По его словам, из п. 2 ст. 20, прописывающей нормативы сбросов организациями ВКХ ("Значения нормируемых показателей устанавливаются... на основе результатов технического аудита, определяющего технические возможности централизованных систем канализования по очистке сточных вод, с учетом используемой технологии очистки..."), вытекает, что если организация не в силах очистить стоки, то пусть и не чистит. Ст. 25 - плата абонентов за сверхнормативные сбросы сточных вод - предписывает штрафы за нарушение нормативов сброса. "За норму тоже надо платить", - считает Яков Хромченко.
"Из текста законопроекта видно, что он лоббируется крупными водоканальными системами, - заметил председатель комитета ТПП по ЖКХ Андрей Широков, - а ведь исполнять его будут еще и 240 тысяч малых водоканальных систем, и они себя в этом законе не увидели. А закон должен быть для всех".
Впрочем, практика показывает, что вариант того или иного законопроекта перед первым чтением в Госдуме и после второго могут отличаться друг от друга, как небо и земля. И то, каким документ будет "на выходе", зависит не только от наших законодателей, но и от самих коммунальщиков. Однако на заседании в ТПП ни одного конструктивного предложения так и не прозвучало, хотя критики было - что грязи в системе канализования...