Сергей Иванов предложил позволить охране аэропортов и вокзалов досматривать вещи пассажиров

Вице-премьер Сергей Иванов считает необходимым внести поправки в законодательство, которые позволят охране аэропортов, железнодорожных вокзалов досматривать вещи посетителей и проверять у них документы.

Сейчас, пояснил он, охранники не имеют права этого делать, даже если человек вызывает у них подозрение. Они обязаны найти милиционера, позвать его, и, если подозрительный человек стоит как ванька-встанька на месте и ждет, тогда, может быть, что-то получится.

"Однако в жизни такого не бывает, - констатировал Сергей Иванов. - Поэтому я предлагаю дать право сотрудникам охранных структур только на своем объекте спрашивать документы или, если человек совсем подозрительный, попросить открыть сумку". Но только на своем объекте, подчеркнул вице-премьер, "чтобы не было злоупотреблений".

Что касается комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте, то, по словам Сергея Иванова, сейчас не идет речи об увеличении средств из федерального бюджета. Он сообщил, что до 2014 года на нее уже предусмотрено 46 миллиардов рублей. Деньги выделены немалые, и теперь надо с умом их использовать. Также вице-премьер напомнил о средствах на транспортную безопасность, которые еще не учитывались, но могут быть выделены владельцами инфраструктуры - аэропортов и железнодорожных вокзалов. Он считает, что это огромные ресурсы.

 
Видео: Сергей Куксин

Сергей Иванов с интересом осмотрел выставку в рамках форума "Технологии безопасности", которая открылась вчера в Москве. Его внимание привлекли системы, позволяющие идентифицировать человека в толпе. Он осмотрел несколько стендов, поинтересовался опытом работы с базами данных правоохранительных органов и сделал свои неутешительные выводы: ни одна из представленных систем еще не применяется в реальной жизни. Конечно, есть много наработок, и это хорошо. Еще пять лет назад ничего подобного не было. Но разработчики не сделали последнего шага - их системы не работают в реальных обстоятельствах. Хотя на одном стенде вице-премьера уверили, что сотрудничают с одним из российских банков. И благодаря системам распознавания личности было поймано большое количество мошенников, которые попытались получить кредиты по паспортам с вклеенными фотографиями. На это уходило не более трех минут. Однако в банке нет такого количества людей, как в час пик в метро, в аэропортах и на железнодорожных перронах. Поэтому пока существует проблема, чтобы быстро и оперативно идентифицировать преступника в толпе. Разработчики не смогли представить вице-премьеру окончательного решения этого вопроса.

Таким образом, вице-премьер еще раз убедился, что необходимо модернизировать стандарты обеспечения системами безопасности объектов инфраструктуры и потенциально опасных производств. "Считаю, нам необходимо по-новому взглянуть на многие методики, нормативные документы, технические регламенты, национальные стандарты", - сказал Иванов, выступая на открытии выставки. И особо отметил, что ревизию стандартов следует проводить в тесной координации всех участников процесса: разработчиков, проектно-монтажных организаций, заказчиков, представителей общественных объединений и органов власти. Вице-премьер также обозначил основные тенденции развития технологий безопасности. Он отметил широкое проникновение в различные системы управления и обеспечения безопасности беспроводных технологий, упомянул роль ГЛОНАСС в системах обеспечения безопасности на транспорте, использование беспроводных технологий в системах пожарных сигнализаций, возможности мобильной связи в мониторинге состояния объектов. С одной стороны, Иванов отметил стремительное развитие IT-технологий, которые несут выгоду. Появились новые возможности для снижения затрат в развертывании системы безопасности, повышается скорость реагирования на чрезвычайные ситуации. С другой стороны, констатировал вице-премьер, увеличились и риски. Интернет стал одним из главных инструментов в планировании и подготовки противоправных деяний. Возникают угрозы и потребность в защите самих систем защиты безопасности, сказал он. Эти риски, равно как и потребности в защите от них, должны быть проанализированы и классифицированы. Особенно все то, что касается стороннего вмешательства в работу объектов инфраструктуры и опасных производств.