Исполнился год пребывания на посту губернатора Красноярского края Льва Кузнецова. Что удалось сделать за это время? На какие приоритеты социально-экономического развития делает ставку глава крупнейшего региона Сибири? Как модернизировать все сферы экономики в условиях посткризисных рисков? Эти и другие вопросы мы задали губернатору.
Российская газета: Лев Владимирович, прошлый год вам достался в наследство. Свою нынешнюю, по сути, премьерную программу пришлось верстать с учетом невиданного 18-миллиардного минуса в казне. Между тем сформулированные в ней задачи весьма амбициозны. Научите, как жить не по средствам?
Лев Кузнецов: Ответ простой: больше зарабатывать. В 2010 году дефицит бюджета удалось покрыть собственными доходами. И еще раз доказать, что стратегия прежнего краевого руководства была верной. Сохраняя один из самых больших в Сибири объемов социальных гарантий, мы продолжаем реализацию всех девяти базовых инвестпроектов. Благодаря масштабным кластерам, создаваемым по модели государственно-частного партнерства, удалось сдвинуть с мертвой точки диверсификацию региональной экономики.
РГ: А что со знаменитым некогда проектом Красноярского хаба, с кросс-полярными перелетами?
Кузнецов: Банкротство "КрасЭйр" притормозило его. Нам пришлось побороться за право собственности на аэропортовый комплекс, помогать оказавшемуся на улице персоналу: миллиард из бюджета выложили, чтобы люди получили задержанные зарплаты, погасили субсидии. Чтобы нарастить объемы, нужно запустить как минимум два спутника. Тогда не придется строить во льдах наземные станции - устойчивую связь в так называемой "мертвой" зоне обеспечат космические технологии. У нас уже работает компания, которая будет сопровождать самолеты некоторых стран Арктического совета - Швеции, Финляндии, Исландии.
Проект дорогой - 300 миллионов евро, но все средства внебюджетные. Это обстоятельство, разумеется, наряду с географическим преимуществом делает транспортную логистику Красноярска наиболее конкурентоспособной. По мнению канадских коллег, именно наш международный аэропорт Емельяново и Виннипег могут стать главными для перевалки грузов, следующих из Юго-Восточной Азии в Северную Америку и обратно. На VIII экономическом форуме представим первые итоги работы немецкой компании "Хохтиф", с которой в 2010 году подписан договор о создании мастер- и бизнес-планов реконструкции наших воздушных ворот.
РГ: Министерствам экономического блока краевого правительства вы дали четкую установку: бюджетные деньги должны работать на модернизацию...
Кузнецов: Да, это главный приоритет при поддержке отраслевых инвестиционных проектов. Мы выделили четыре направления: кооперация с крупными добывающими компаниями, глубина переработки сырья, энергоэффективность, создание инновационного сектора. Кстати, именно инновации, рынок которых у нас практически не освоен, могли бы стать основным содержанием работы небольших фирм в городах с высоким научным и инженерно-конструкторским потенциалом - Красноярске, Железногорске, Зеленогорске.
РГ: Согласно данным Красноярскстата, уровень развития малого предпринимательства в крае выше среднероссийского, однако и здесь приходится слышать: нянек много - персональных ответственных нет.
Кузнецов: Как раз поэтому в ближайшее время основные функции по оказанию финансовой помощи начинающим бизнесменам собираемся передать муниципалитетам. На местах виднее, какой проект предпочтительнее. Главные оценочные параметры - качество, конкурентоспособность, социальная значимость для территории. Надеюсь, это и в самом предпринимательском сообществе атмосферу изменит - извечного нытья станет поменьше, энергии, креативности прибавится.
РГ: А как быть с качеством менеджмента?
Кузнецов: Я вам больше скажу: в настройке, с учетом уроков кризиса, нуждается вся система управления - государственного, муниципального, корпоративного. Именно об этом, кстати, пойдет речь на VIII Красноярском экономическом форуме. В условиях объективных ограничений необходимо одновременно и стимулировать развитие экономики по модернизационному пути, и эффективно решать социальные вопросы. Предстоит определить, какие изменения необходимы для этого в бюджетном планировании, в налоговой системе и каких преимуществ можно от них ожидать.
Совершенно иные требования выдвигает время и к менеджменту российского бизнеса. Главное теперь - умение организовать энергоэффективное, ресурсосберегающее производство, умение управлять качеством. Отсюда и растущая значимость инженерных квалификаций, способности спроектировать новый продукт, технологическую базу его производства и продвижения на рынки.
Чрезвычайно интересным обещает быть на форуме обмен идеями между управленцами городов - центров экономической и социальной модернизации. Свежая, пусть и не воплощенная пока мысль всегда актуальна. Еще ценнее, конечно, то, что проверено опытом. На крупной выставке технологий и организации муниципального хозяйства мы продемонстрируем, как действуют самые разные модели, позволяющие свести воедино усилия властей, общественного самоуправления, малого и крупного бизнеса по формированию комфортного городского пространства, по благоустройству и реформированию жилищно-коммунального комплекса.
РГ: Судя по всему, и здесь не обойтись без инноваций, причем не только локальных. Но возможно ли сегодня сделать этот процесс массовым в масштабах макрорегиона?
Кузнецов: Главное - создавать и продвигать на рынки конкурентоспособные бренды. А какие инновационные секторы станут локомотивами следующего цикла мирового экономического роста? С чего следует начинать запуск инновационных разработок в республике, крае, области? Насколько применимы для этого проекты "сколковского" типа? Могут ли в роли драйверов высоких технологий выступить федеральные университеты, особые экономические зоны, крупные технопарки, межрегиональные инновационные кластеры? Поиском ответов на эти вопросы и займутся участники форума. Стержнем всех его дискуссий станет Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденная недавно российским правительством.