Пассажиры высокоскоростных поездов перед посадкой будут в обязательном порядке проходить через рамку с отдельного входа. И вокзалы, где есть скоростное движение, скорее всего, отнесут к первой категории по уязвимости. Об этом вчера рассказал журналистам заместитель министра транспорта Андрей Недосеков.
Все транспортные объекты минтранс хочет разделить на четыре категории по степени опасности террористической угрозы, причем не только по видам транспорта, но и по территориальному признаку.
Минтранс также предлагает создать подведомственный федеральный орган, который будет отвечать за антитеррористическую безопасность на транспорте. Как сообщил Недосеков, все разработки уже поданы в Администрацию президента и в правительство.
Единый федеральный орган будет заниматься вопросами незаконного вмешательства в деятельность транспорта. Причем, Недосеков обосновал свои предложения, связанные с тем, что он должен быть в структуре МВД. Согласно закону о полиции, именно МВД имеет право досмотра, право выносить предписания предприятиям транспорта, если они не выполняют требований безопасности. Этот орган должен иметь более направленные функции по защите интересов граждан на транспорте, констатировал Недосеков. При этом он упомянул, что в минтрансе активно изучался мировой опыт, в частности, создание в США органа транспортной безопасности после террористического акта 11 сентября 2001 года. В МВД уже есть руководящие кадры, которые могли бы вести работу в рамках нового единого органа безопасности на транспорте. Уже ведется проработка предложений по созданию такого органа, отметил Недосеков. Главное при его создании - дефицит времени. Именно это играет значительную роль, отметил Недосеков. Возможно, управление безопасности минтранса частично перейдет в новую структуру. Здесь также есть специалисты, которые обеспечивают безопасность на транспорте. За транспортниками останется обеспечение промышленной безопасности, соблюдение технологий на всех видах транспорта и логистика перевозок, сказал Недосеков.
Кроме того, добавил он, охранные предприятиям на вокзалах и в аэропортах получат право досматривать пассажиров. Недосеков пояснил, что уже сейчас представители авиационной безопасности имеют право досматривать пассажиров, которые зарегистрировались на рейс, в так называемой, чистой зоне. Теперь это право будет распространяться на всю территорию пассажирского терминала. Если говорить о вокзалах, то здесь наделение ЧОПов такими полномочиями также не исключено. Но к сотрудникам этих предприятий будут предъявляться отдельные требования по подготовке. У них должны быть специальные лицензии, они обязаны пройти обучение и получить сертификат. Требования к их подготовке будут такими же, как в службе авиационной безопасности.
Но не на всех объектах будут действовать такие ЧОПы. В отдельных случаях, если объект является значимым и его разрушение может повлечь серьезные последствия, их будут охранять силы МВД и Внутренних войск, отметил Недосеков. Сказав, что, в любом случае на каждом объекте транспорта будут находиться сотрудники МВД.
Новое обустройство вокзалом потребует денге. Стоимость одного интроскопа, по данным Недосекова, составляет 250-300 тысяч долларов, а одной рамки - 120-300 тысяч рублей. Вполне возможно, что первоначальные затраты на оборудование объектов транспорта первой категории и частично второй, будут значительными. Вопрос же - во сколько обойдется их обслуживание в дальнейшем - еще надо считать. Количество досмотровых комплексов напрямую будет зависеть от пассажиропотока. Конечно, владельцы инфраструктуры должны принимать финансовое участие в оборудовании таких досмотровых пунктов. Но их расходы не должны быть критичными, чтобы это не привело к банкротству компании, сказал Недосеков. Если говорить о железной дороге, то вполне возможно, что РЖД будет выделено дополнительно 60 миллионов рублей субсидий на антитеррористические цели, не исключил Недосеков.
В целом же по стране, больше количество объектов транспорта четвертой категории - 70-80 процентов. И в штатной обстановке к ним планируется предъявлять требования, которые существуют уже сейчас. То есть, не допускать посторонних на внутреннюю территорию, упорядочить работу по досмотру грузов, чтобы знать содержание каждого и исключить факты воровства, сказал Недосеков. Более подробно о категориях можно будет сказать после проведения оценки уязвимости транспортных узлов, пересадочных пунктов и т.д. Этим будут заниматься специально отобранные организации. На данный момент выяснилось, что пока что 3-4 компании по уровню подготовки и наличию необходимых лицензий, могут осуществлять такой отбор на железной дороге. Это из-за того, что дело новое и есть серьезные вопросы, сказал Недосеков. Также он упомянул, что возможно внесение изменений в документы, которые обычно подаются в Главгосэкспертизу для получения разрешений на строительство. Вполне возможно там появится отдельный пункт, связанный по обеспечению антитеррористической защищенности. Это может относиться ко всем объектам массового скопления, где сразу находится более 50 человек, а не только к объектам транспорта, сказал Недосеков.