Поисковики начали операцию по подъему военного самолета времен ВОВ

"У тебя подрастает сын. Он так давно не видел отца..." - это строчки из письма, которое советский летчик, погибший в конце Великой Отечественной войны в Дубровенском районе, получил из дома. К сожалению, ни в этом письме, ни в летной книжке, которые в 2009-м поисковики сумели достать из болота, куда упала боевая машина, не было ни одной фамилии. Тогда тела двух членов экипажа похоронили неподалеку - в деревне Зарубы. Пока эта могила безымянная, однако белорусские и российские поисковики, возобновившие операцию по подъему самолета нынешней зимой, с большой долей вероятности говорят, что имена погибших защитников Отечества удастся установить.

Один из тех, кто принимает активное участие в операции, - руководитель поискового отряда "Гвардеец" из Санкт-Петербурга Сергей Харлантьев. Сергей, родившийся в белорусском Шклове, с детства обожал читать книжки про партизан. Со многими героями любимых произведений был знаком лично, беседовал подолгу, слушал их рассказы о войне. После службы в армии парень переехал в Санкт-Петербург, где работал в милиции, был депутатом муниципального совета. Лет 15 назад увлекся поисковой работой. Вместе с товарищами-единомышленниками на Невском пятачке и Синявинских высотах находил останки советских солдат, со дна рек и болот поднимал танки и самолеты. Часть военной техники, что удалось отыскать Харлантьеву, выставлена на всеобщее обозрение в городском парке Шлиссельбурга.

- Как-то раз я приехал к родственникам в Шклов и от знакомых услышал историю о двух советских самолетах, сбитых во время войны в Дубровенском районе, - вспоминает Харлантьев. - Мы поехали в Дубровно, побеседовали с местными жителями, которые подтвердили, что одна из крылатых машин действительно рухнула в болото между деревнями Вежки и Путятино. Каково же было наше изумление, когда в указанном месте мы наткнулись на торчащую из воды тяжелую бронеспинку самолета, а приборы зарегистрировали внизу большое скопление металла.

Чтобы достать из болота весь самолет (тогда предполагали, что это Ил-2), необходима была специальная техника и лицензия. Поэтому россияне обратились в историко-культурный комплекс "Линия Сталина" и через него вышли на поисково-реставрационную группу благотворительного фонда "Память Афгана". С ее руководителем Игорем Матюком мне уже приходилось встречаться. В 2007-м в Шумилинском районе с помощью уникальной технологии "вымораживания" он с товарищами доставал из болота подбитый танк Т-34. Этот же способ решили применить и сейчас. Когда на улице стоит мороз, с помощью помпы вокруг увязшего в болоте самолета вымывают грунт. Стены образовавшегося "колодца" замерзают, и открывшиеся взгляду части боевой машины можно поднять на поверхность лебедкой.

- Нынешней зимой мы нашли пулемет Березина, лопасти двигателя, обгоревшие и изрешеченные пулями фрагменты фюзеляжа, - рассказывает Харлантьев. - Сейчас мы уверены, что самолет, который предстоит поднять, вовсе не Ил-2, а пикирующий бомбардировщик Пе-2.

- Это редкий бомбардировщик. Даже если говорить о восстановленных экземплярах, в музеях на просторах СНГ их считаные единицы. Мы достаем такой впервые, - продолжает Игорь Матюк.

Несмотря на вмешавшуюся в планы поисковиков оттепель, им удалось добраться до двух двигателей, лежавших на пятиметровой глубине. По выбитым на них номерам можно установить, кто летал и погиб на этом самолете. Такой запрос уже подготовлен в архив Министерства обороны России в Подольске. А это значит, что могиле летчиков в деревне Зарубы недолго оставаться безымянной. Возможно, уже к 9 Мая этого года на ней появятся фамилии экипажа пикирующего бомбардировщика Пе 2.

- Когда-то все мы жили в одной стране - СССР, у нас общая история и общая победа в Великой Отечественной войне. И мне хочется, чтобы мои дети и внуки знали эту историю, чтобы учились на примерах людей, которые ее творили, чтобы росли настоящими патриотами, - объясняет свой интерес к поисковой работе 41-летний Сергей Харлантьев. - Для этого белорусы и россияне должны строить свое будущее вместе.

Поисковики из отряда "Гвардеец" и представители поисково-реставрационной группы благотворительного фонда "Память Афгана" в торжественной обстановке передали найденные части легендарной "пешки" в Музей авиационной техники в поселке Боровая под Минском. Предполагается, что поднятая из болота крылатая машина будет восстановлена и как макет займет почетное место среди экспонатов музея.

Сергей Голесник

ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ