Единый Байкал: Иркутская область и Бурятия заключили соглашение о сотрудничестве

На минувшей неделе Иркутская область и Республика Бурятия заключили соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Последний раз подобный документ руководители прибайкальских регионов подписывали в 2003 году.

Соглашение получилось "двойным" - подписи под основным документом поставили губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев и президент Республики Бурятия Вячеслав Наговицын. Главы законодательной ветви власти - председатель Законодательного собрания Иркутской области Людмила Берлина и глава Народного Хурала Бурятии Матвей Гершевич - также скрепили своими подписями договоренности о сотрудничестве.

Соглашение образца 2011 года содержит двенадцать статей и примечательно тем, что к рамочному документу прилагается план совместных мероприятий с конкретными идеями по целому ряду направлений - от промышленности до культуры. В этом списке и несколько важных инфраструктурных проектов. В частности, координация работ по строительству и реконструкции дорог, соединяющих северные территории Бурятии и Иркутской области. Вячеслав Наговицын пояснил, что, прежде всего, имеется ввиду трасса "Северобайкальск - Даван" и автодорога вдоль БАМа, расположенные к северу от Байкала.

- Перевозчики Бурятии долго добивались того, чтобы республиканское правительство отремонтировало дорогу на Даван. Сейчас там вполне качественное дорожное покрытие, но только со стороны Бурятии. Если Иркутская область завершит ремонт со своей стороны, это позволит увеличить грузопоток между нашими регионами, упростит логистику - к общей выгоде, - отметил Наговицын.

Особый интерес у туристического бизнеса на обоих берегах Байкала вызвали намерения властей поддерживать и развивать совместные туристические продукты - "Великий чайный путь", "Байкал - Хубсугул", "Восточное кольцо" и "Большая Байкальская тропа". Представители отрасли надеются, что это намерение распространится на туризм в целом и выразится, например, в развитии портовой инфраструктуры, что послужило бы хорошим подспорьем для единого байкальского турпродукта. Недаром изначально обе ОЭЗ туристско-рекреационного типа планировалось развивать как взаимодополняющие под общим зонтичным брендом Байкала. Пока же каждый берег явно пытается перетянуть одеяло на себя.

Особое место в соглашении занимают намерения совместной работы по защите Байкала и модернизация соответствующей законодательной базы. В одиночку, как показывает практика, ни одна из сторон решить эти задачи не может. Между тем охрана Байкала и разумное хозяйствование на его берегах становятся все более актуальной темой. Поскольку на обеих сторонах озера созданы особые экономические зоны туристско-рекреационного типа, развитие которых увеличит антропогенную нагрузку на побережье.

Кроме того, регионы намерены сотрудничать в области промышленного и сельскохозяйственного производства, в сфере внедрения наукоемких технологий. Также они определят наиболее перспективные направления взаимных поставок продукции и насыщения товарных рынков.