Сделав ставку на реализацию крупных инвестиционных проектов, власти Алтайского края рассчитывают уже в ближайшие годы увеличить поток туристов как минимум на двадцать процентов.
На продолжение строительства инфраструктуры особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" и на реализацию двух новых проектов - "Золотые ворота" и "Белокуриха" - в регионе намерены только из федерального бюджета получить свыше трех миллиардов рублей.
За четыре года реализации проекта особой туристической зоны в создание внутренней инфраструктуры "Бирюзовой Катуни" уже вложено более 1,6 миллиарда бюджетных рублей. В этом году основные работы по строительству внутренних сетей, дорог и моста через реку Катунь должны быть завершены. При этом резиденты ОЭЗ проявляли меньшую активность - объем частных инвестиций был в десятки раз меньше бюджетных вливаний. На что, кстати, и указали аудиторы Счетной палаты, усмотрев в этом нарушение принципа государственно-частного партнерства.
После вмешательства Счетной палаты ряды резидентов "Бирюзовой Катуни" в конце прошлого года пополнили еще пять инвесторов, и сегодня в турзоне зарегистрировано четырнадцать компаний, чей суммарный объем запланированных вложений в строительство ОЭЗ оценивается в
9,5 миллиарда рублей. Несколько резидентов, по данным Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, в этом году должны приступить к активному строительству гостиниц и горнолыжных спусков. Всего же на создание особой туристической зоны до 2013 года запланировано направить восемь миллиардов рублей бюджетных средств. При этом объем частных вложений не ограничен, главное - он должен быть не меньше государственных.
Что касается двух других крупных проектов, то идею включения алтайского наукограда Бийска в активный "туристический оборот" в регионе обсуждали давно, но только в прошлом году ее удалось материализовать, когда проект автотуристского кластера "Золотые ворота" вошел в федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ". Его реализация, по расчетам разработчиков, позволит превратить наукоград в центр комплексного обслуживания транзитных туристов со всей соответствующей инфраструктурой - торгово-развле-кательными центрами, кафе, выставочными залами, ресторанами и гостиницами.
Еще один туристско-рекреа-ционный кластер, получивший федеральную поддержку, будет развиваться вокруг известного алтайского курорта "Белокуриха" и близлежащего Смоленского района. В кластер включено девять инвестиционных проектов, в том числе и курорт "Белокуриха-2" с его источниками лечебных минеральных вод.
Краевые власти рассчитывают, что реализация этих и ряда других проектов, развитие сельского туризма, а также активная популяризация алтайского турпродукта как внутри страны, так и за ее пределами, позволит уже в ближайшее время заметно увеличить туристический поток. Согласно официальным данным, в прошлом году Алтайский край посетило 1,1 миллиона туристов, что примерно соответствует уровню 2009-го. В ближайшие четыре-пять лет, по прогнозам властей, турпоток должен вырасти до полутора миллионов человек год, а в перспективе (к 2020-му) - до трех с половиной миллионов.
Однако такие оптимистичные прогнозы разделяют далеко не все участники рынка туристических услуг. Многие операторы говорят, что и нынешние цифры по турпотоку несколько завышены, поскольку точно оценить число гостей, посетивших Алтайский край, достаточно сложно, ведь часть из них следует транзитом в соседнюю Республику Алтай.
- В ближайшие два-три года какого-то прорыва в развитии туризма ждать, я думаю, не стоит, - считает член правления Алтайской региональной ассоциации туризма Александр Смирнов. - В нынешних экономических условиях будет сказываться низкая платежеспособность населения и высокая конкуренция, как внутри страны - прежде всего, это Байкал, Карелия, Камчатка, Краснодарский край, так и с зарубежными турами. Сегодня в Таиланде и Турции туристы получают по доступным ценам более высокий уровень сервиса, чем на Алтае. То, что регион сегодня привлекает серьезные бюджетные инвестиции на развитие крупных проектов в сфере туризма, - это хорошо, но надо учитывать, что окупаться они будут долго. Ведь мы по-прежнему не можем решить проблему сезонности - два-три летних месяца активного турпотока, а потом традиционное затишье. Горнолыжные трассы, конечно, сделают зимний отдых на Алтае более привлекательным. Но, опять-таки, все будет зависеть от сезона. Этой зимой, например, мало снега, поэтому и базы страдали от нехватки туристов, и подъемники горнолыжных комплексов Алтая работали с очень низкой нагрузкой. В более выигрышном положении оказалась Белокуриха, где горнолыжный туризм идет как дополнение к комплексу лечебных услуг. Но в "чистом виде" этот вид отдыха в Алтайском крае, думаю, еще нескоро сможет составить реальную конкуренцию Горной Шории.
Михаил Щетинин, вице-губернатор Алтайского края:
- Кроме реализации уже действующих инвестиционных проектов "Бирюзовая Катунь", "Сибирская монета", а также новых проектов - "Золотые ворота" и "Белокуриха", в ближайшие два-три года основной акцент мы планируем сделать на продвижении турпродукта Алтайского края на международном и российском рынках. И это не только участие в крупнейших выставочных мероприятиях в России и за рубежом, но и возрождение краевой специализированной туристской выставки "Алтай-тур. Алтай-курорт" в Барнауле.