В Тюмени нещадная вырубка деревьев стала притчей во языцех. Общественникам понадобились долгие годы и изрядная настойчивость, чтобы переломить ситуацию. В Сургуте на выставке социальных проектов будет представлен и "Зеленый город" - плод работы активистов общественного Совета Тюмени.
Об этом проекте - своего рода программе лечения и защиты зеленых "легких" Тюмени, которая постоянно входит в черный список городов с наибольшим загрязнением атмосферы, - рассказывает член правления Совета, координатор коллегии экологов Альберт Фахрутдинов.
Российская газета: Проект "Зеленый город" принят еще в 2005 году. Чего удалось добиться экологам за это время?
Альберт Фахрутдинов: Прекращена варварская обрезка деревьев "на ствол". Силами работников "Тюменьлеспаркхоза", сотрудников управ, квартальных мы провели инвентаризацию насаждений. Каждое дерево паспортизовано: зафиксированы его порода, возраст, состояние "здоровья". Сведения отражены в картографических альбомах. Это муниципальное имущество, так что не хватает еще инвентаризационных номеров, данных о стоимости. Настоятельно предлагаем администрации выложить карты на городском сайте - тогда отслеживать ситуацию смогут не только чиновники, экологи, но и рядовые жители. Появится обратная связь.
РГ: Чем рискует тот, кто срубит дерево?
Фахрутдинов: Их ударят рублем. Внесены принципиальные изменения в правила благоустройства. Прежде за снос одного дерева полагалось компенсировать ущерб либо самостоятельной посадкой одного нового, либо возмещением его стоимости. Реально этот порядок вел к убыли зеленых насаждений, ведь их приживаемость не превышает 60 процентов. Теперь пропорция один к трем: спилил дерево - готовь деньги на саженцы. Новый порядок действует полгода, многие предприятия - прежде всего застройщики - передумали пускать под топор то, что прежде планировали: накладно. Если рубки не избежать, вынуждены раскошеливаться: на специальный счет переведено уже свыше ста миллионов рублей. Отличный резерв: прежде на посадку деревьев город расходовал в год как минимум вдесятеро меньше.
РГ: Кто будет контролировать траты этих средств?
Фахрутдинов: Гордума. Депутаты обязались отследить целевые расходы. Коллегия экологов выступит в качестве независимого общественного ревизора.
В декабре администрация города утвердила порядок содержания зеленых насаждений. Установлены нормативы полива, подкормки удобрениями и другие. Их появления мы тоже давно и упорно добивались. Без нормативов специализированные службы отметали с порога все претензии. Между тем без ухода деревья болеют, преждевременно погибают. Радует, что власти идут навстречу, что мы совместно решаем одну из острейших проблем Тюмени. Иначе проект "Зеленый город" остался бы благим "бумажным" пожеланием.
В итоге мы ожидаем существенного прироста объема зеленой кроны. В новом генплане заложено 23 квадратных метра насаждений на одного жителя. Сегодня их, согласно пояснительной записке к генплану, в десять раз меньше. Чиновники озвучивают более оптимистичные цифры, но в любом случае разрыв огромный. Имеются в виду так называемые насаждения общего пользования - парки, скверы, бульвары, аллеи. Сюда не относится зелень во дворах, в промышленных зонах, защитные придорожные полосы. Вообще настораживают попытки искусственного увеличения числа озелененных территорий за счет игры с топонимикой. Условно говоря, десятке кучно растущих берез присваивают имя: "Сквер Пушкина". Площадь сквера, согласно федеральным нормам, должна быть не менее половины гектара. Пытаются также автоматически перевести в категорию парков леса Лесного фонда РФ, вошедшие в новые границы городского округа. Его территория, напомню, выросла сразу в два раза. Если еще расширить границы, то Тюмень по количеству насаждений превратится в образцовый город-сад. Абсурд. Есть понятие шаговой доступности: до ближайшего парка, сквера человек не должен идти более 20 минут.
РГ: Большинство тюменцев, как показал опрос ВЦИОМ, считают, что основную угрозу экологии города представляют ТЭЦ, следом идут промышленные предприятия. И лишь пять процентов видят опасность в автомобильных выбросах, тогда как в действительности именно они представляют наибольшую угрозу.
Фахрутдинов: Верно. В атмосферной грязи выхлопы машин составляют львиную долю. Люди заблуждаются в своих представлениях из-за дефицита объективной информации. Но, видимо, накладывается фактор эгоизма автовладельцев: психологически им сложно признать, что их легковушки наносят ощутимый урон экологии. Дым из труб ТЭЦ виден всем, проще возложить вину на энергетиков, чем задуматься: стоит ли ездить на машине за триста метров в магазин, не добраться ли до офиса на общественном транспорте? Параллельно с задачей озеленения города мы стремимся помочь власти решить проблемы, связанные с оптимизацией автомобильных потоков, развитием общественного транспорта, выносом вредных производств за черты муниципалитета.