Эколог: За каждое спиленное в Тюмени дерево придется заплатить тройную цену

В Тюмени нещадная вырубка деревьев стала притчей во языцех. Общественникам понадобились долгие годы и изрядная настойчивость, чтобы переломить ситуацию. В Сургуте на выставке социальных проектов будет представлен и "Зеленый город" - плод работы активистов общественного Совета Тюмени.

Об этом проекте - своего рода программе лечения и защиты зеленых "легких" Тюмени, которая постоянно входит в черный список городов с наибольшим загрязнением атмосферы, - рассказывает член правления Совета, координатор коллегии экологов Альберт Фахрутдинов.

Российская газета: Проект "Зеленый город" принят еще в 2005 году. Чего удалось добиться экологам за это время?

Альберт Фахрутдинов: Прекращена варварская обрезка деревьев "на ствол". Силами работников "Тюменьлеспаркхоза", сотрудников управ, квартальных мы провели инвентаризацию насаждений. Каждое дерево паспортизовано: зафиксированы его порода, возраст, состояние "здоровья". Сведения отражены в картографических альбомах. Это муниципальное имущество, так что не хватает еще инвентаризационных номеров, данных о стоимости. Настоятельно предлагаем администрации выложить карты на городском сайте - тогда отслеживать ситуацию смогут не только чиновники, экологи, но и рядовые жители. Появится обратная связь.

РГ: Чем рискует тот, кто срубит дерево?

Фахрутдинов: Их ударят рублем. Внесены принципиальные изменения в правила благо­устройства. Прежде за снос одного дерева полагалось компенсировать ущерб либо самостоятельной посадкой одного нового, либо возмещением его стоимости. Реально этот порядок вел к убыли зеленых насаждений, ведь их приживаемость не превышает 60 процентов. Теперь пропорция один к трем: спилил дерево - готовь деньги на саженцы. Новый порядок действует полгода, многие предприятия - прежде всего застройщики - передумали пускать под топор то, что прежде планировали: накладно. Если рубки не избежать, вынуждены раскошеливаться: на специальный счет переведено уже свыше ста миллионов рублей. Отличный резерв: прежде на посадку деревьев город расходовал в год как минимум вдесятеро меньше.

РГ: Кто будет контролировать траты этих средств?

Фахрутдинов: Гордума. Депутаты обязались отследить целевые расходы. Коллегия экологов выступит в качестве независимого общественного ревизора.

В декабре администрация города утвердила порядок содержания зеленых насаждений. Установлены нормативы полива, подкормки удобрениями и другие. Их появления мы тоже давно и упорно добивались. Без нормативов специализированные службы отметали с порога все претензии. Между тем без ухода деревья болеют, прежде­временно погибают. Радует, что власти идут навстречу, что мы совместно решаем одну из острейших проблем Тюмени. Иначе проект "Зеленый город" остался бы благим "бумажным" пожеланием.

В итоге мы ожидаем существенного прироста объема зеленой кроны. В новом генплане заложено 23 квадратных метра насаждений на одного жителя. Сегодня их, согласно пояснительной записке к генплану, в десять раз меньше. Чиновники озвучивают более оптимистичные цифры, но в любом случае разрыв огромный. Имеются в виду так называемые насаждения общего пользования - парки, скверы, бульвары, аллеи. Сюда не относится зелень во дворах, в промышленных зонах, защитные придорожные полосы. Вообще настораживают попытки искусственного увеличения числа озелененных территорий за счет игры с топонимикой. Условно говоря, десятке кучно растущих берез присваивают имя: "Сквер Пушкина". Площадь сквера, согласно федеральным нормам, должна быть не менее половины гектара. Пытаются также автоматически перевести в категорию парков леса Лесного фонда РФ, вошедшие в новые границы городского округа. Его территория, напомню, выросла сразу в два раза. Если еще расширить границы, то Тюмень по количеству насаждений превратится в образцовый город-сад. Абсурд. Есть понятие шаговой доступности: до ближайшего парка, сквера человек не должен идти более 20 минут.

РГ: Большинство тюменцев, как показал опрос ВЦИОМ, считают, что основную угрозу экологии города представляют ТЭЦ, следом идут промышленные предприятия. И лишь пять процентов видят опасность в автомобильных выбросах, тогда как в действительности именно они представляют наибольшую угрозу.

Фахрутдинов: Верно. В атмосферной грязи выхлопы машин составляют львиную долю. Люди заблуждаются в своих представлениях из-за дефицита объективной информации. Но, видимо, накладывается фактор эгоизма автовладельцев: психологически им сложно признать, что их легковушки наносят ощутимый урон экологии. Дым из труб ТЭЦ виден всем, проще возложить вину на энергетиков, чем задуматься: стоит ли ездить на машине за триста метров в магазин, не добраться ли до офиса на общественном транспорте? Параллельно с задачей озеленения города мы стремимся помочь власти решить проблемы, связанные с оптимизацией автомобильных потоков, развитием общественного транспорта, выносом вредных производств за черты муниципалитета.