Танцующая корова и собака, поющая джаз, путешествия во времени и даже любовь чемодана к велосипеду - все возможно на Открытом российском фестивале анимационного кино.
Суздальский фестиваль - единственный профессиональный смотр всей анимации российских и белорусских режиссеров.
Для молодых авторов участие в нем - это, по сути, ярмарка вакансий. И именно молодежь - студенты и выпускники творческих вузов, училищ и студий представили на конкурс больше всего работ. В этом году в конкурсе участвовали 80 фильмов самых разных жанров - от уже популярных "Смешариков" до авторских работ совсем недетского содержания. Три дня подряд в кинозале Суздальского туристического центра проходили конкурсные показы, порой места зрителям не хватало даже на полу в проходах между рядами.
Главным призом фестиваля был награжден фильм режиссера Михаила Дворянкина "Подарок" - трогательная история мальчика, мечтающего поздравить с праздником самую красивую девочку класса. Приз за лучшую режиссуру получил режиссер Михаил Тумеля за фильм "Бумажные узоры", а в номинации "за лучшую драматургию фильма" победил фильм "Шатало" - история черного кота, мечтавшего приносить людям счастье - режиссера Алексея Демина.
Вопреки представлениям большинства зрителей, анимация - отнюдь недетское искусство, но ощущение легкости, забавы, игры не покидало зрителей и участников фестиваля - на сцене резвились дети, а во время открытия перед публикой появилась настоящая снежная баба.
- Аниматоры очень любят дурачиться, по сути, анимация - и есть дурачество, - говорит Алина Яхьяева, молодой режиссер-аниматор из Ярославля, одна из создателей конкурсного фильма "Еще раз!", победившего в номинации "лучшая студенческая работа". - Здесь возможно все - любые превращения, персонажи, не похожие ни на что, путешествия во времени и пространстве. Поэтому аниматоры живут и работают в мире фантазий, совсем как дети.
В рамках фестиваля при поддержке министерства культуры проходил II Международный конгресс "Анимационная индустрия: обучение, технологии, продюссирование, прокат", на котором профессионалы обсудили важнейшие проблемы российской профессиональной анимации, которая сегодня переживает далеко не лучшие времена.
- Мы забыли о том, что должны быть культурным сообществом. Сегодня уже никто из нас не может сказать: я могу творить, - считает знаменитый мультипликатор, автор "Ежика в тумане" Юрий Норштейн. - Раньше студенты ВГИКа, будущие мультипликаторы проходили практику на студии "Союзмультфильм", где сразу попадали в атмосферу профессиональной, а, главное, веселой работы, набирались опыта и любви к профессии. Где сегодня это творческое пространство? Студий много, но они разрозненны, опыт и мастерство не передаются, как раньше от поколения к поколению.