Практически ни одна неделя не проходит без тревожных известий с Северного Кавказа. И пусть внешне они выглядят не слишком связанными непосредственно с экономикой макрорегиона, однако у терроризма есть очевидные экономические основания - и столь же прогнозируемые экономические следствия.
Мы привыкли считать едва ли не главной проблемой развития в РФ демографию: население стареет, молодежь не замещает высвобождающиеся вакансии. Обязательным условием развития становится применение трудосберегающих и трудоэффективных технологий. В северокавказских республиках прямо противоположная ситуация: в Ингушетии и Дагестане, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии основная проблема - высокий демографический прирост. Для подрастающей молодежи здесь не хватает - хоть каких-нибудь способных обеспечить достойную жизнь, а порою и просто выживание - рабочих мест.
Такой социальный тупик порождает фрустрацию, которая делает молодежь открытой к радикальной пропаганде. Результатом этой пропаганды является незатихающий политико-террористический радикализм - события подобно происшедшему неделю назад в Кабардино-Балкарии снижают инвестиционную привлекательность. Как следствие - в регион инвестируется все меньше. Снижается и социальная мобильность.
Казалось бы, очень хорошим выходом может быть активная политика поддержки трудовой миграции с Северного Кавказа в Центральную Россию, Сибирь и на Дальний Восток. Но различия в бытовой культуре северокавказских социумов и среднероссийского или сибирского региона препятствует бесконфликтной интеграции мигрантов.
Это значит, что необходимо разорвать порочный круг недоинвестированности северокавказских республик. Нужно обеспечить массированный приток вложений в регион, несмотря на очевидные риски.
Логика простой экономической эффективности отдельного бизнеса приведет к инвестированию в трудосберегающие производства. Поскольку количество создаваемых рабочих мест будет невелико, риски порочного круга, о котором мы говорили выше, сохранятся, а то и станут нарастать. Так что реальная, с учетом рисков, эффективность таких инвестиций будет оставаться низкой. Да и обосновать государственно-частное партнерство в этом случае достаточно трудно: вложения такого рода не приведут к значимым социальным результатам, а ввиду сохраняющихся рисков даже фискальный эффект (прирост налоговой базы) будет ограничен.
Альтернативой здесь, на наш взгляд, могла бы служить политика государственно-частного партнерства, направленная на снижение риска инвестиций за счет развития трудоемких производств. Представляется, что такого рода предпринимательство с не слишком высокой рентабельностью лучше не только массовой безработицы, но и, как правило, еще менее рентабельных общественных работ.
Тем самым, поскольку снижаются риски инвестиций, приведенная с учетом рисков величина эффективности инвестированного рубля может оказаться существенно выше, чем при трудоэффективном вложении.
Надо сказать, что в последнее десятилетие XX - первое десятилетие XXI века инвестирование следовало существенно иным логикам. Более того, во всем мире финансовый сектор, осуществляющий инвестиции, не вовлеченный в собственно предпринимательскую активность и, вследствие особенностей инвестиционного законодательства, практически нигде в мире не несущий предпринимательских рисков, двадцать лет назад получал 20 процентов прибыли (остальные шли на дальнейшее развитие производства и всякую "социал-демократию"), сегодня же получает не менее 80 процентов прибыли.
Так что вопрос о выборе оптимальных стратегий инвестирования в Северный Кавказ - вовсе не отвлеченный, а актуальнейший с точки зрения обеспечения не только развития юга России, но и стабильности Федерации в целом - оказывается еще и в фокусе острейшей теоретической дискуссии о путях выхода из кризиса как российской, так и мировой экономики.
Именно для того чтобы обсудить текущее состояние и практические пути повышения инвестиционной привлекательности СКФО и субъектов Российской Федерации, его формирующих, рассмотреть возможные финансовые и управленческие инновации, которые позволили бы максимизировать эффект вкладываемого рубля в рамках государственно-частного партнерства и тем самым способствовать решению одной из важнейших проблем развития Российской Федерации, в марте этого года в Москве соберется Большой межрегиональный конгресс.