В 3,6 миллиона рублей обойдется Гусевскому хрустальному заводу нарушение авторских прав

3,6 миллиона рублей - такая компенсация за нарушение авторских прав Владимира Корнеева, который в течение 43 лет был главным художником Гусевского хрустального завода, должна быть по решению суда взыскана в пользу его наследников с ООО "Завод "Гусевской хрусталь". Это может стать прецедентом, если, конечно, и у других умельцев или членов их семей хватит решительности начать длительные тяжбы.

За время работы народный художник России Владимир Корнеев создал немало произведений декоративно-прикладного искусства из стекла и хрусталя, на которые ему принадлежали авторские права. Его наследники, супруга и дочь, заявили в суде, что "Гусевской хрусталь", не являвшийся правопреемником Гусевского хрустального завода, после смерти Корнеева более года занимался производством и реализацией продукции, автором которой он был, без отчисления им авторского вознаграждения.

Чтобы судиться, нужно иметь здоровье и деньги. Ни того ни другого у художников из Гусь-Хрустального нет

Правда, народный художник России Адольф Курилов считает, что таких исков от его коллег и их наследников могло быть намного больше. Вместе с ним на хрустальном заводе работали восемь маститых художников, принесших славу своему предприятию и городу.

Скажем, Владимир Муратов трудился здесь более 30 лет. В почетном списке 100 академиков Академии художеств России 20-го столетия он - единственный стекольщик. Сегодня только во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике представлены 250 работ академика. Есть они и в Эрмитаже, и в других знаменитых музеях. Но эксклюзив - лишь небольшая часть его работы. Он, как и коллеги, создавал шедевры и для массового потока. Многие из них стали классикой жанра и пользуются спросом до сих пор.

- Когда Муратова сократили, три года он получал мизерную пенсию как работающий пенсионер, пока я не пошла разбираться в собес, - рассказывает Лидия Сергеевна, сестра художника. - А у него слава была, что он миллионер и держит деньги в швейцарском банке.

Если опираться на закон об авторском праве, то людская молва не лишена логики. Ведь до сих пор завод работает на творческом капитале Владимира Муратова и его товарищей. Да и сами художники - люди грамотные, много поездили по миру и, конечно, знали о своей недооцененности.

- Моей зарплаты в 100 рублей, когда я пришел на завод, не хватало даже на дорогу в Москву, - говорит Адольф Курилов. - А в Европе художник, сделавший один-два флакона для духов, мог жить безбедно в двух-трехэтажном коттедже, так как получал за разработку изделий или разовое обеспечение, или определенную сумму в течение двух-трех лет.

Авторские права были не в чести и в советское время: дирекция всячески противодействовала, а специалисты в этой сфере инициативы не проявляли, опасаясь скандалов. И чтобы оформить необходимые документы на свои работы, авторам приходилось прилагать немалые усилия. Крошечный процент вознаграждения компенсировался уважительным отношением. Художникам на заводе полагался один творческий день в неделю, их можно было "коллекционировать", чтобы потом съездить в столицу на выставку или отправиться на пленэр.

О цене таланта задумались, когда наступили другие времена. Завод переходил из рук в руки, зарплату не платили месяцами, а потом многие из них и вовсе оказались за воротами проходной: кто за излишнюю прямоту, кто - "по старости".

- Нищета была жуткая! - вспоминает заслуженный художник России Ольга Козлова. - Нам не платили ничего. Потом стали выплачивать нашими изделиями. Но мы торговать не умеем. Как выжили - до сих пор удивляюсь. И в то же время мы тогда создавали прекрасные работы - и произведения искусства, и вещи поточного характера.

Лидия Муратова вспоминает, что Владимир Сергеевич незадолго до кончины собирался хлопотать о своих авторских правах. Даже встречался в Москве с юристом. А когда вернулся домой, на вопрос сестры ответил: "Я хочу жить, и не надо мне никаких авторских". Оказывается, вникнув в дело, столичный юрист посоветовал: "Молчите".

Сестра после смерти брата, как его единственная наследница, попыталась добиться справедливости. Написала на завод, там письмо прочитали и бросили в ее почтовый ящик, даже не потрудившись ответить. А недавно один "помощник" просветил: "Уже опоздали, три года прошло, и вам ничего не светит".

Однако поднял эту трудную тему первым и начал организовывать коллег все-таки бывший главный художник - Владимир Корнеев. Он же завещал и своей дочери, тоже художнице Анне добиваться справедливости. Правда, когда началось судебное разбирательство, ее с завода уволили. А впоследствии, видимо, опасаясь, что этому примеру последуют другие, новое руководство на встрече с художниками пообещало найти взаимоприемлемый компромисс.

- "Мы пересмотрели позиции и решили, что выплатим вам авторские в каком-то материальном исчислении, но для этого потребуется время", пообещали нам, - рассказывает Адольф Курилов. - Сказали: "Давайте встретимся после старого Нового года". Это было в 2010-м. Сейчас 2011-й, но никаких встреч не произошло. Два года продолжался судебный процесс Корнеевых. Когда он начался, приставы запретили выпускать корнеевскую продукцию. А рабочие нам говорят, что там ее по ночам делают. Или хитрят, чтобы не платить никаких денег: ножку берут от изделий Курилова, пойло - от других авторов. Но это же мошенничество!

Что касается эстафеты в судебном споре, то энтузиазма в среде маститых художников не наблюдается. Чтобы судиться, нужно иметь здоровье и деньги. Ни того ни другого у "миллионеров" из Гусь-Хрустального нет. Да и на градообразующем предприятии жизнь сегодня едва теплится. Вместо семи тысяч там работает всего сто человек, да и у тех с зарплатой проблемы. А начни они выигрывать и получать свои законные миллионы, от завода и вовсе ничего не останется.

Комментарий

Василий Герзель, эксперт, руководитель представительства Российского авторского общества (РАО) по Владимирской области с 1983 по 2005 год:

- В Гражданском кодексе РФ определено, что произведением распоряжается в первую очередь автор, даже если он не является членом РАО, или его наследники. Без их разрешения никто не имеет права использовать произведения. Это уголовно наказуемое деяние.

Причем наследники пользуются правами автора в течение 70 лет со дня смерти. Сумму авторских вознаграждений определяет РАО или сами правообладатели. Они заключают договор с производителем о том, что он делает отчисления в таком-то размере или в процентах от выпущенных в свет изделий. Если на заводе решили сделать что-то дополнительно, взяв за основу авторское произведение, то должны обязательно получить письменное разрешение на доработку. Если же в новом изделии используются произведения двух авторов, такое разрешение нужно просить и у того, и у другого.

Считаю, доказать, что произведение тиражировалось без разрешения автора, и выиграть как минимум 500 тысяч рублей вполне возможно.