Похищение невест стало чеченской традицией XXI века

Похищение невест - явление в какой-то степени сезонное. Весна и особенно осень - сезон свадеб, а значит, и насильственных уводов замуж. Силовое помещение юной девы в машину, массовый женский прессинг плачущей пленницы в доме жениха, "парламентеры"-старейшины, умиротворяющие родню невесты - до боли знакомая классическая схема преддверия свадеб. Чуть не половины, судя по неофициальной статистике.

Процентное соотношение новейшая история умалчивает - кто в Чечне обратится в государственные органы охраны правопорядка? Ситуацию-то при любом исходе "разрулят" старейшины. Как известно, даже в случае отъема невесты старики со стороны жениха донимают пострадавшую сторону до победного конца.

Особенно активная охота на девушек от 14 (бывает и 13) ведется в селах республики. Между тем в прошлом году парламент ЧР снизил ценз брачного возраста до 16 лет. Получается как всегда: закон и реальная жизнь - две параллели, которые, как известно, не пересекаются. Вопрос об ответственности за принуждение к браку в столь юном возрасте отдает риторикой.

Экономические трудности, которые вызвали к жизни моду на похищение невест в Казахстане и Киргизии, здесь ни при чем. У нас принудительно взять в жены или добровольно - все одно калым платить (хотя и символический - 20-30 тысяч "деревянных"). Плюс прочие дорогостоящие ритуалы (кстати, по затратам в разы калым превышающие), которые сводятся к банальному обмену коврами-отрезами, финансировать. Причина не в расходах - в стремлении немедленно добиться нужного результата. Зачем "окучивать" девушку ухаживаниями и подарками, ждать взаимности, когда все очень просто и в соответствии с перефразированным изречением "пришел, похитил, победил". Это я к тому, что невест крадут не по взаимному согласию молодых, а по желанию жениха - часто одностороннему. 15-летнюю Хеду К. заприметил в Урус-Мартане односельчанин 18 лет от роду. Подъезжал (в буквальном и переносном смыслах) на отцовской машине к школьнице пару раз и, получив высокомерный отказ юной отроковицы, пожаловал уже с компанией друзей. С тех пор Хеда порог школы не переступала, ее единственное занятие - уборка дома супруга, обслуживание на кухне незамужних золовок и женатых деверей.

Как известно, после похищения 15-летнее дитё проще простого уговорить посулами или стращать нависшей угрозой кровавых разборок между родственниками жертвы и навязавшегося ей жениха. Плюс старейшины, представляющие женихову сторону, на родственников похищенной и перепуганной девушки наседают. Получается, не отдать дочь, значит, не уважить стариков. А у чеченцев пренебрегать мнением старейшин как-то не принято...

Правда, без исключений не обходится. Знаю семью, в которой отец за похищение каждой из трех дочерей неизменно взыскивал с виновной стороны по 1 тыс. $, возвращая при этом дитё под отчий кров (ввиду явного нежелания девушки сочетаться браком с похитителем)... Однако в большинстве случаев родители жертвы киднеппинга сдаются под напором.

Почему чеченские парни активизируются на поприще создания семьи в 17-20 лет? Не имея постоянной работы (в подавляющем большинстве), нередко - отдельной от отцовского дома крыши над головой? В селах единственный источник временного заработка для многих молодых людей - строительство частных домов. Точнее, работа в качестве пособников более квалифицированных доморощенных мастеров кладки кирпича и бетона. Так что, кроме родительских квадратных метров и добытых ими же харчей жениху невесте и предложить-то нечего. Вот что думает по этому поводу учительница одной из сельских школ:

- Для нашего народа и в целом мусульман, как известно, добрачные отношения недопустимы. Поэтому, как только гормоны в наших молодых людях "заиграют", они обзаводятся семьей! Такие скоропалительные браки в дальнейшем чаще всего распадаются или "держатся" на детях. У меня многие ученицы повыходили замуж в 8-м и 9-м классах и через несколько месяцев возвратились в отчий дом. А те, кого не выгнали свекровь, загулявший муж или трудности семейной жизни, остались без учебы, профессии и работы.

"Похищение невест противоречит шариату и исламу, - комментирует ситуацию муфтий Чечни Султан Мирзаев. - Если девушка вступает в брак со своим похитителем, семейный союз (в 90 процентах случаев) распадается через некоторое время".

Чтобы сбить эпидемию предбрачного киднеппинга, муфтий распорядился о невмешательстве имамов мечетей и сел, кадиев районов в урегулирование конфликтов между семьями похищенной девушки и не в меру ретивого соискателя ее руки и сердца. Между тем за минувшие два года факты женской "принудиловки" к браку только умножились...С другой стороны, вряд ли кто-то из сельских имамов и районных кадиев знал или помнит о том, что муфтий запретил "прессовать" родителей украденных школьниц.

В данном случае речь о недочетах в религиозно-просветительской деятельности наших богословов. В итоге, как заявляет имам-хатыб мемориальной мечети на Поклонной горе г. Москвы Шамиль Аляутдинов, похищения девушек множатся "от недостатка религиозных знаний и просвещенности". О том, что ислам запрещает похищение невест, чеченская молодежь, по большому счету, не имеет понятия.

Судя по всему, дело не только в недостатке религиозной просвещенности. Виной всему низкое качество образования, "неконвертируемого" даже в пределах республики. Даже образованной барышне, попавшейся в сеть современного чеченского неуча, грозит та же участь. Знаю случай, когда 22-летнюю выпускницу юрфака родители с трудом устроили на работу в районный суд, а через месяц молодого специалиста банально затолкали в автомашину... Главным аргументом жениха и его родни стали их обещания не препятствовать карьерному росту невесты. Однако после ее согласия на брак и отгремевшей свадьбы ситуация, как водится, резко изменилась. Несчастная потеряла с трудом обретенное рабочее место... Как правило, недоучившимся школьницам в голову не приходит прививать детям интерес к учебе, созданную в семье атмосферу приоритетности знаний, "просвещенья дух"...