Две тысячи фотографий 1933-1968 годов, посвященных истории Кубы, собрал Фонд Арпада А. Бюссона. На выставке в "Гараже" представлено больше 250 винтажных отпечатков.
Среди них - работы фотографов с мировой известностью: Альберто Корды и Эндрю Сент-Джорджа, Рауля Корралеса и Анри Картье-Брессона, Тирсо Мартинеса и Эллиота Эрвитта, Рене Бурри и Дмитрия Бальтерманца, Эрнесто Фернандеса и Хосе Табио Пальмы...
"Куба в революции" - проект не только о людях, которые изменили мир (по крайней мере, политический мир второй половины ХХ века), но и о фотографиях, которые изменили мир. Но прежде всего эти фотографии часто меняли жизнь самих фотографов. Самый яркий пример - Альберто Корда, который одно время успешно снимал моду. Его даже называли "кубинским Аведоном". В 1959 году он в Пинар дель Рио фотографирует чумазую кроху, прижимающую к себе деревянную куклу. После этого снимка, которым могли бы гордиться Уокер Эванс и Доротея Ланг, снимавшие во время Великой депрессии в США, Альберто Корда навсегда прощается с гламурной фотографией.
Но, конечно, прежде всего революция на Кубе призвала и мобилизовала не фэшн-фотографов, а репортеров. Американец Берт Глинн по заданию агентства "Магнум" прилетает на Кубу 1 января 1959 года - в тот же день, когда стало известно, что диктатор Батиста бежал с острова (беззастенчиво прихватив больше 300 млн долларов из госказны). И тут же едет снимать уличные бои в Санта-Кларе. Флип Шульке, фотокорр из США, снимает первое обращение Фиделя Кастро к нации перед многотысячной толпой 8 января 1959 года.
Он сделал тот самый невероятный снимок Фиделя с голубем на плече, когда птица села на плечо оратора. Кубинец Серхио Каналес и корреспондент "Магнум" Боб Энрикес делали репортаж о высадке десантников - кубинских эмигрантов, прошедших подготовку в ЦРУ, - в заливе Плайя Хирон в 1961 году. Анри Картье-Брессон прилетает на Кубу в 1963 году. по заданию журнала Life. Швейцарец Рене Бурри снимает Че Гевару в 1963-м во время интервью Лоре Бергвист для журнала Look. А боливиец Фреди Альборта Триго окажется среди тех журналистов, которым 10 октября 1967 года предъявят тело расстрелянного Че Гевары. Сделанные Триго последние фотографии команданте Че напомнят картину Андреа Мантеньи "Мертвый Христос".
Работы фоторепортеров, как и представленные в экспозиции развороты европейских, американских, кубинских журналов, лучше всего показывают, что Кубинская революция была мировым медийным событием, но не была мифом. Эта революция не была коммунистической, но она была народной и демократической. Это было очевидно каждому, кто ступал на землю горячего острова в начале 1960-х. Тем более не были "пропагандой" снимки, сделанные в лагерях "герильеро" в 1956-1959 гг. На одних Фидель Кастро сидит в своем "кабинете" спиной к фотографу, на других - тащит тяжеленный рюкзак. Жизнь повстанцев никак не героизируется. Ни тогда, когда Че Гевара в тени тропических листьев потягивает через трубочку матэ, ни тогда, когда, растянувшись на лежанке, читает Гёте.
Фотография часто дитя случая. Как ни странно, это подтверждает обошедшая весь мир фотография Че Гевары, сделанная Альберто Кордой 5 марта 1960 года. Корда собирался снимать вообще другого человека. Это видно по листу "контролек", выставленному рядом с большим, еще не кадрированным отпечатком. На пленке было всего два кадра с Че. И в кадр он попал только потому, что человек, которого собственно и снимал Корда, неожиданно повернулся. Но этому случайному снимку была суждена жизнь иконы. Вначале он станет воплощением романтического образа "герильеро". А после гибели Че для его друзей она стала реликвией, воплощением памяти. На выставке можно увидеть большой отпечаток фото с разводами по краю. Он принадлежал генералу Патрисио де ла Гуардиа, который возил его с собой повсюду.
Среди раритетов экспозиции - впервые представленные публике снимки Брайана Мозера. Мозер даже не был фотокором, он был "пишущим" английским журналистом. 9 октября 1967 года в Боливии он снимал в прачечном отделении местной больницы в Вальегранде, как тело Че Гевары готовились предъявить журналистам. Суета военных, спецагента ЦРУ, работа врачей. Страшные кадры физиологии смерти. Понятно, почему Мозер даже и не думал их никому показывать. Их нашли совсем недавно в Брайтоне. Но без этих безыскусных страшных фото ни история революции, ни история ее фотографического образа будет неполной. Сегодня эти две истории едва ли возможно разделить.