Министерство финансов объявило о планах по запуску специального Фонда по стимулированию инвестиций в регионах. Бюджет фонда, согласно планам минфина, должен составить около 10 млрд рублей. Средства будут выделяться из федерального бюджета за счет нераспределенных дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов.
Создание этого фонда выступает частью общей программы действий экономического блока правительства, спешно сформированной в качестве реакции на критику со стороны президента РФ Дмитрия Медведева за низкую результативность политики инновационного развития. Сейчас срочно разрабатывается очередная стратегия инновационного развития, значительное место в которой будет уделяться развитию инноваций в регионах за счет создания новых источников финансирования. Одним из таких источников, скорее всего, и станет этот фонд, в рамках которого планируется выделять средства регионам, демонстрирующим лучшие показатели роста объемов разработок новых инновационных технологий и темпов развития промышленного производства за счет его технологической модернизации.
С одной стороны, это вполне разумный подход. Однако следует учесть один момент. Что касается именно показателей инновационного развития, то здесь у регионов все в порядке: согласно данным недавно проведенных исследований НАИРИТ, более 70% регионов обладают достаточно развитой инновационной инфраструктурой, способной обеспечивать высокое качество и объемы инновационных разработок. Однако не обеспечивают. Согласно данным тех же исследований, уровень развития инновационной инфраструктуры нисколько не отражается на объемах инновационного производства. Таким образом, можно прийти к весьма неутешительному выводу: большая часть региональных инновационных инфраструктур - мертвые, они созданы только для показухи. Программы инновационного развития реализуются руководством регионов большей частью для того, чтобы получать средства из федерального бюджета. Новая инновационная стратегия, а также создание фонда по стимулированию инвестиций в регионах только помогут им в этих целях.
Мы уже говорили о порочности той идеалистической политики, которая заключается в попытках решить любые проблемы за счет выделения денег. При отсутствии четких инструментов контроля и ответственности это означает, что деньги просто уйдут в песок. Политика пряника должна одновременно сопровождаться политикой кнута, которая подразумевает санкции и наказания за неэффективность расходования финансовых средств.
На наш взгляд, фонд в том виде, в котором его планирует реализовать министерство финансов, не будет эффективным. Вызывает сомнение нецелевой характер выделения средств в отсутствии каких-либо инструментов контроля, который позволит руководству регионов направлять полученные деньги на проекты, не имеющие прямого отношения к процессу создания и внедрения инновационных технологий. Также становится ясно, что, несмотря на то что деньги планируется выделять на основе четкого набора экономических критериев, решающее значение будет опять иметь "человеческий фактор". Окончательно решение будет приниматься чиновником, а мы знаем, как легко можно нарисовать любые цифры, когда предварительно были достигнуты личные договоренности.
Перед внедрением подобной госинициативы чиновникам следовало бы понять, в чем причина столь низкой инвестиционной активности в инновации. Многие пытаются объяснить это несовершенством нашего законодательства в области корпоративного права. Такая проблема действительно существует, но ее значение очень сильно преувеличено. Закон может препятствовать развитию бизнеса, только если напрямую его запрещает. В противном случае бизнес всегда найдет юридические способы, чтобы обойти существующие препятствия. На самом деле проблема совсем в другом. В чем интерес работы венчурного инвестора? Он либо инвестирует средства в перспективную научную идею, чтобы в итоге получить новую, более эффективную промышленную технологию и выгодно продать ее на рынке. Либо он инвестирует в какое-либо "модное" технологическое направление, которое пользуется на данный момент наибольшим вниманием со стороны общества и СМИ, и основную прибыль получает на промежуточном этапе реализации проекта за счет выхода на IPO. Но для этого в стране должна действовать четкая идеология инновационного развития. То есть венчурный инвестор должен видеть, что в стране существует устойчивый спрос на инновации и разработки, созданные в рамках проекта, найдут своего заказчика. С другой стороны, венчурный инвестор, вкладывая свои средства в российские инновационные проекты, должен быть твердо уверен, что его действия поддерживает государство. И что эта поддержка носит не сиюминутный характер, а будет осуществляться на фундаментальной и долговременной основе. Существуют серь езные риски, что вложенные в инновационные проекты инвестиции могут и не вернуться. И пока эта ситуация не изменится, венчурные инвесторы будут приезжать в Россию только для того, чтобы принимать участие в конференциях, а не заниматься реальной работой на рынке. Уровень активности венчурных инвесторов всегда был одним из важнейших показателей успешности реализации политики инновационного развития. И дело тут даже не в деньгах - денег в России как раз хватает. Это, скорее, индикатор того, насколько комфортные и благоприятные условия созданы в стране для осуществления инновационной деятельности. И в этом отношении нам пока похвастаться нечем.