Сегодня правительственная делегация во главе с вице-премьером Сергеем Ивановым заглянет в новое евроокно - порт Усть-Луга. А примерно через месяц состоится официальное открытие этого крупнейшего на Балтике нефтеналивного терминала, который обеспечит выход российского сырья на мировые рынки, минуя порты прибалтийских стран.
По значимости новый балтийский порт сопоставим с дальневосточным Казьмино, который был запущен прошлым летом. Таким образом, Россия получила два мощных независимых выхода на рынки Европы и Восточной Азии.
Предполагается, что нефтяной поток через Эстонию и Латвию сократится на треть. Это экономия минимум 40 миллионов транзитных долларов ежегодно. Впрочем, это уже скромные остатки от того потока нефтедолларов, которые получала Балтия в виде платы за проезд по своей территории. Еще десять лет назад львиная доля бюджетов этих стран наполнялась российскими транзитными деньгами. Теперь экспорт получил не только финансовую, но и политическую независимость.
Официальное открытие терминала состоится не позже апреля. С этого времени он заработает на полную мощность. Пробные рейсы большегрузных танкеров с нефтепродуктами начались уже с января.
По словам директора по внешним связям нового порта Игоря Павловского, как только будет закончена прокладка второго подходного канала в 1,8 километра в Усть-Лужском терминале, он сможет регулярно принимать крупнотоннажные танкеры. Вместе с Балтийской трубопроводной системой (БТС) новый порт будет отправлять на экспорт 80 процентов нефти на Северо-Западном направлении. Но для этого потребовалось более 10 лет и более двух миллиардов долларов.
Напомним, что БТС с портом Приморск (на Карельском перешейке), работающая уже почти десять лет, "отняла" у стран Балтии до половины транзита российских нефтегрузов. В результате российская составляющая в бюджетных доходах Эстонии и Латвии упала вдвое - до 6-8 процентов. И если до вступления в действие балтийской трубы нефтетранзит (включая Финляндию) обходился России минимум в 200 миллионов долларов в год, то затем этот оброк уменьшился почти вдвое.
Уже сам факт начала работы этого порта получил широкий резонанс в экспертном сообществе. Так, по мнению замминистра транспорта РФ Виктора Олерского, "новый маршрут возьмет на себя часть грузопотоков, следующих сегодня через порты Прибалтики, в первую очередь через эстонские терминалы, невыгодные поставщикам сырья".
Однако прибалтийские аналитики пытаются сгладить эти оценки, призывая не драматизировать положение. По мнению председателя совета эстонского Фонда развития Райво Варе, Усть-Луга будет конкурировать не столько с прибалтийскими, сколько с российскими портами на Балтике. А вот председатель правления контейнерного терминала Таллиннского порта Сергей Артемов считает иначе: "Если говорить о нефтеналивных грузах и о минеральных удобрениях, то влияние Усть-Луги скажется на грузопотоке через Эстонию. Перевалка же нефтепродуктов будет постепенно уходить в Усть-Лугу. В этом нет ничего удивительного: Россия стремится переваливать свои грузы через свои же порты".
Тем временем Эстонская железнодорожная компания планирует падение своей загрузки не меньше 15 процентов после ввода в строй нового российского терминала.
Однако полностью прекращать транзит своих грузов через Балтию Россия, похоже, не будет. Но его будет оставлено ровно столько, на сколько в нем будет заинтересован отечественный бизнес, работающий в прибалтийских государствах.