В Москве открывается выставка автораритетов из Гаража особого назначения

Сегодня в Москве открывается выставка автораритетов, на которой можно увидеть личную "Волгу" Гагарина, любимый "Паккард" Сталина и "Мессершмитт" для немецких инвалидов и российских олигархов.

Выставка ретроавтомобилей работает в комплексе "Крокус Экспо" с 24 по 27 марта, главная изюминка экспозиции - бронированные лимузины вождей.

Выставлено беспрецедентное число автомобилей первых лиц государства: около 80 машин из Гаража особого назначения (ему в этом году исполняется 90 лет). На некоторых из них ездили Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов и Горбачев. Налицо и интрига: на выставку доставят и бронированные "ЗИЛы", включая знаменитый "ЗИЛ-41047", и современные "Мерседесы", хотя официально выставка позиционируется в качестве шоу старинных автомобилей и организована сугубо штатской организацией - "Олдтаймер-галереей". Экспозиция Федеральной службы охраны займет половину площадей и уже объявлена главным событием выставки.

Кроме лимузинов, автомобилей охраны, эскорта и спецсвязи и мотоциклов президентского кортежа, ФСО покажет ранее не публиковавшиеся документы и фотографии, с которых только-только сняли гриф секретности. В частности, 200 уникальных фотографий и документы из Госархива, Президентского архива и Центрального архива ФСБ опубликованы в книге, посвященной 90-летию Гаража особого назначения.

 
Видео: Сергей Куксин

Кстати, у ГОНа фактически два дня рождения: кроме советской 90-летней биографии, есть и имперская предыстория. Официальный представитель ФСО Сергей Девятов на брифинге в Кремле продемонстрировал фотографии из новой книги. Одна из них красноречиво свидетельствует, кто первый владелец "мигалки" в стране. Оказывается, это... император Николай II. Император еще в 1910 году установил на капот своего "Мерседеса" ведрообразный прообраз современного "проблескового маячка". Стояли и рожки спецсигналов, то есть исторический прототип нынешних "крякалок". Четыре первых "Мерседеса" для Императорского гаража закуплены в 1906 году, в фотообъективы придворных фотографов и фоторепортеров "мигалки" попадают начиная с 1910 года. Видимо, это и есть начало эпохи "проблесковых маячков" в России.

Заметим, что параллели с современной практикой весьма относительны. Вопреки стереотипам, сегодня на авто первых лиц страны никаких проблесковых маячков нет, да и никогда не было - не путайте их лимузины с машинами сопровождения. А вот император Николай оснастил "мигалкой" как раз свой "Мерседес Книхт-Ваген".

В постимперский период карьера "Мерседеса" в ГОНе не заладилась, хотя "Мерседес-Бенц 300 SL" был у Хрущева (машину ему подарили), а Брежневу концерн "Мерседес" презентовал несколько своих лимузинов. Но закупки "Мерседесов" для кремлевского гаража возобновились только при Борисе Ельцине.

Исторический факт: авто Императорского гаража обожала тюнинговать императрица Александра Федоровна, в результате чего в 1910-м радиатор ее персонального "Делонэ-Белльвиля" украсила... свастика. Точнее - зеркальный вариант печально знаменитого фашистского символа. Но тогда ничего зловещего в ней не было. Гитлер тогда зарабатывал на жизнь перерисовыванием в Вене открыток и гравюр, и свастика была символом благополучия и долголетия, наша императрица ее обожала.

И еще одна интересная подробность: лимузин "Делонэ-Белльвиль" Александры Федоровны достался Ленину, и наряду с другими авто активно использовался вождем. И закрепленный за императрицей "шоффер" (тогда эту профессию называли на французский манер, от слова "chauffeur" - "истопник") вошел в историю. Его мы знаем в качестве легендарного ленинского водителя-телохранителя Степана Гиля.

Ленин пользовался не только машинами Николая II, но и специально закупленными "Роллс-Ройсами". Один из таких, 1921 года выпуска, в "Крокусе" выставлен. Наряду со сталинскими "Паккардами", а также лимузинами вождей 30-х: "Линкольнами", "Кадиллаками", "Бьюиками" и "Фордами". Естественно, представлены отечественные бронированные "ЗИСы", "ГАЗы" и "ЗИЛы".

Среди раритетов - авто исторических личностей: "Виллис" Королева, "Волга" Гагарина. Среди курьезов - "Мессершмитт". Но не истребитель, а трехколесный автомобиль - компромисс между народным "Жуком" и инвалидной мотоколяской.