С 2012 года цена нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке станет более справедливой, а возможности монополистов злоупотреблять своим доминирующим положением будут сведены к минимуму. К такому результату должны привести разработанные Федеральной антимонопольной службой законопроекты, которые в ближайшее время будут представлены в правительство.
Об этом вчера сообщил журналистам замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.
Один из них называется "О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ". Главное его положение - введение трех индексов цен, используемых при крупнооптовой торговле моторным топливом, мазутом и авиакеросином: индексы цен сопоставимых зарубежных рынков, индексы цен внебиржевого внутреннего рынка и индексы биржевых цен.
Авторы законопроекта предлагают нехитрые формулы. Например, для базовых экспортных нефтепродуктов и нефтепродуктов, для которых существуют цены сопоставимых зарубежных рынков, за основу берется цена маркерного нефтепродукта в одном из центров мировой торговли, вычитается цена транспортной логистики, а также экспортная пошлина и прибавляется величина российских налогов (НДС, акцизы).
Сопоставимыми зарубежными рынками предлагается считать Северо-Западную Европу, Средиземное море, Сингапур.
В качестве индексов цен внебиржевого внутреннего рынка предлагается использовать регистрируемые на бирже внебиржевые сделки (законопроект требует обязательной регистрации на товарной бирже всех внебиржевых сделок с нефтепродуктами), а также регулярные публикации информационно-аналитических агентств о ценах на нефть и нефтепродукты.
В качестве индексов биржевых цен будут использоваться биржевые цены, которые не признаны монопольно высокими (как ни странно, в нашей практике и на бирже случаются монопольные цены). Кстати, законопроект вводит четкое требование для крупнооптовых продавцов - продавать на биржевых торгах не менее 15 процентов объемов произведенных за год нефтепродуктов (сейчас эта цифра не превышает 7-8 процентов).
Для развития биржевой торговли, совершенствования правил такой торговли и обеспечения контроля предлагается создать Биржевой комитет. В него войдут представители Федерального Собрания, ФСФР, ФАС, минэкономразвития, а также представители продавцов и покупателей биржевого товара и инфраструктурных организаций.
Второй законопроект - "Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ", задача которого - развитие конкуренции на этом рынке. Он, в частности, вводит ограничения на совершение сделок слияний и приобретений на розничных рынках. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую или розничную торговлю моторным топливом и занимающим доминирующее положение на рынке (35 процентов), с 1 января 2012 года будет запрещено совмещать оптовую и розничную продажу автобензина и дизельного топлива, а также реализацию авиатоплива с нефтеперерабатывающего завода и реализацию его авиакомпаниям.
"Эти законопроекты позволят сделать ситуацию на рынке более прозрачной и снизить риски неконкурентного поведения игроков, что в последнее время участилось", - сказал Анатолий Голомолзин. Он напомнил, что недавно возбуждена третья волна антимонопольных дел в отношении крупнейших игроков, допустивших злоупотребления на рынке дизтоплива и авиакеросина.
По первой и второй волне в прошлом году в федеральный бюджет поступило около 5 миллиардов рублей. В этом году, по подсчетам Голомолзина, по уже вступившим в силу судебным решениям поступит еще около 10 миллиардов.