Иван Охлобыстин рассказал поклонникам о своей семье

"Я Иван Охлобыстин. Я приглашаю вас на свои литературные чтения". Такими словами начинался авторский (!) пресс-релиз вечера, и одно это должно было произвести эффект.

Один из главных отечественных арт-героев, блестящий актер, писатель, драматург, режиссер, шоумен, автор сценариев к десяткам фильмов, с недавнего времени креативный директор сети магазинов электроники и по-прежнему православный священник (сана, вопреки распространенному мнению, Охлобыстин с себя не снимал) объявлял всем, что имеет намерение попробовать себя в еще одной ипостаси - литературного чтеца.

Он встретил публику за открывшимся занавесом с чайкой, склонившись в мушкетерском поклоне: протертые джинсы, пиджачок, летняя шляпа в руке - молодой человек, которых мы десятками видим ежедневно на наших улицах. Шляпа, впрочем, тут же была отброшена, и в руке возникла рукопись - одна из десятка, разложенных автором на приступочке в глубине сцены.

Охлобыстин выбрал для исполнения перед полным залом МХАТа уже хорошо известные и любимые читателями российской блогосферы и сайта Snob.ru рассказы о себе, своей семье, о нашей жизни и своих взглядах на нее. Это, безусловно, была сугубо авторская, единственная в своем роде колонка, перед читателем в этих текстах представал современный русский человек, активный и скоординированный, живущий в реальности скайпов и смартфонов, не тратящий времени впустую, верующий, не стесняющийся Родины и вслух говорящий о любви к ней, к жене и детям, неравнодушный к окружающей действительности. Эта публицистика здравого смысла всегда активно читалась, собирала десятки отзывов.

 
Видео: Сергей Куксин

И вот оказалось, что слушать складно уложенные во фразы и абзацы мысли Охлобыстина из его собственных уст, да еще в музыкальном оформлении (весь вечер прозу сопровождала музыка - Рахманинов, Шопен, Шуберт, Бетховен в исполнении пианиста Луки Затравкина) - это совершенно другое удовольствие.

"Тень вождя", сценка русского абсурда, приключения забулдыг с памятником Ленина. Воспроизводя речь героев, понятную только им самим, выписанную с довлатовским юморком ("Этим, которые на иномарке под каток там как, значит, вот. На пятьдесят метров голову у одного отбило, искали там вот все. Вокруг".), автор становился шутом из "Ивана Грозного", озвучивает интонации подворотен, сюрреалистические изображения которых проплывали перед залом по экрану.

"Правила хорошего тона", литературная проповедь, объясняющая интеллигентному прихожанину как жить просто и неназойливо для окружающих ("И так во всем: жив остался - врачу вслух, Богу про себя, на чувство взаимностью ответили, не забудьте в небо с благодарностью глаза поднять. Как до рефлекса доведете, тут же и попрет. Потому что счастлив - благодарный"). Отец Иоанн говорил так, что становилось понятным, почему к нему в храм активно шел бомонд.

В финал вечера автор поставил публицистическое эссе "Великая русская антиидея" ("Наша великая национальная идея - не допустить реализации великой национальной идеи какого-либо из других народов"), а Затравкин в финале взял и перевел сопровождающую пьесу в гимн России. Зал, как полагается, встал, но вдруг услышал со сцены: "Почему ты уходишь? Что с нами?/Пламя съело поле ржаное,/Мною снова играет скука,/Руку читает, как книгу гадалка./ Жалко. Что с твоими глазами?".

Иван не смог закончить вечер на прозаической ноте - к счастью, оказалось, что он не только гражданин, но, в первую очередь, поэт.