Рынок госзаказа является одним из самых перспективных для бизнеса, при этом сама система госзакупок требует совершенствования, об этом говорили участники VII Всероссийского форума-выставки "Госзаказ 2011".
В ближайшее время количество предпринимателей, участвующих в госзаказе, по прогнозам ФАС, увеличится до одного-двух миллионов человек.
"Очень важно, что мы создали единое электронное пространство всей страны, когда десятки тысяч органов самоуправления, муниципалитеты, субъекты РФ, по сути, создали единое экономическое пространство нашей страны по госзаказам и любой предприниматель с домашнего компьютера может участвовать в торгах", - отметил руководитель ФАС России Игорь Артемьев.
Уже сейчас, по данным ведомства, на всех электронных площадках зарегистрировано почти 100 тысяч компаний и около 200 тысяч заказчиков.
Как заявил мэр Москвы Сергей Собянин, половина бюджета города - 600 миллиардов рублей - распределяется через систему госзаказа. Он отметил, что одна из приоритетных задач - сделать процедуру госзаказа приемлемой и для государства, и для предпринимателей.
"Госзаказ - это огромный шанс для малого бизнеса, - заявил президент общественной организации "ОПОРА России" Сергей Борисов. - Самая эффективная мера поддержки для малого предпринимательства - это получение государственного заказа. Пока доля малых предприятий в сфере размещения госзаказа не слишком велика, но положительная динамика и движение в сторону увеличения есть".
По мнению участников форума, история госзаказа в России была сомнительной и неудачной за исключением последних лет, когда инновационный технологический прорыв позволил вывести госзаказ на совершенно иной качественный уровень. Хотя Россия только начинает внедрять новые технологии, но, как говорят эксперты, уже успела занять лидирующие позиции среди других стран в сфере соединения Интернета и современных информационных технологий с процессом осуществления государственных закупок.
"В этом году при размещении госзаказа мы уже вышли на процедуры, когда 96% всех госзаказов размещается через электронные торги, - подчеркнул Сергей Собянин. - Мы создали конкурентную среду, но это еще не все. Торги на электронной площадке - это вершина айсберга, вершина работы, которую должен проводить орган государственной власти - заказчик. Система госзаказа в России, я считаю, заработала, но требуется донастройка, требуется убрать те элементы, которые мешают ее дальнейшему продвижению".
Еще одним значимым событием в системе госзаказа, по мнению участников форума, стал подготовленный проект закона о закупках для естественных монополий и тарифообразующих предприятий. Это позволит не только удвоить рынок закупок, но и поспособствует увеличению информационной прозрачности естественных монополий.
"Есть передовые организации, которые активно опрозрачивают свою деятельность, но есть и те, которые к этому не стремятся, поэтому нам надо работать в этом направлении, - отметил заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев. - Особую озабоченность вызывает рост по итогам несостоявшихся аукционов, рост неконкурентных процедур. Нужно внимательно посмотреть на неконкурентные рынки, особенно в сфере гос оборонзаказа, и как можно более подробно прописать в этой связи механизмы ценообразования и механизмы принятия решений".
Эксперты говорят о том, что в ближайшее время предстоит решить непростой вопрос с проведением госзакупок наукоемкой и технически сложной продукции.
Действующий закон о госзакупках, по мнению участников форума, практически не содержит норм, позволяющих реализовывать особый порядок проведения торгов, предметом которых является оказание услуг по разработке и поставке технически сложных инновационных решений для государственных нужд, проведению передовых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Механизмы и базовые принципы организации торгов по оказанию подобных услуг практически такие же, как и в случае, например, предоставления услуг по уборке помещений.
"Нас очень волнует несовершенство размещения госзаказа в сфере научно-исследовательского потенциала, - говорит Алексей Лихачев. - Мы пока далеки от окончательного решения, каким образом совместить объективную оценку предквалификации, дающую механизмы борьбы с демпингом и недобросовестными участниками с субъективной научной оценкой реальной научной идеи выбора той задачи или того подхода к решению проблемы, которого нельзя достичь методом голосования. Сфера применения процедур, связанных с оценкой и квалификацией, на наш взгляд, также должна быть проанализирована и модернизирована в новом законодательном акте".
Участники форума говорили о том, что помимо совершенствования непосредственно размещения госзаказа не следует забывать, что нам также необходимо принять меры по формированию цены, типовых контрактов, т.е. регулировать весь цикл госзаказа. Это поможет решить проблемы, связанные с отсутствием ответственности заказчика за предмет закупки.
"Работают бюджетные механизмы, работают процедуры размещения госзаказа, но информация на входе в систему - это сегодня серая зона, - сокрушается Алексей Лихачев. - Это может быть урегулировано только созданием единого цикла государственного муниципального заказа и с точки зрения нормирования, и с точки зрения единой кодификации государственных контрактов, и с точки зрения публичного контроля".