Продление режима ОЭЗ даст России преимущество в борьбе на международных рынках

На недавнем совещании по теме инновационного развития в регионах председатель правительства России предложил продлить сроки действия технико-внедренческих зон. По словам Владимира Путина, в них реализуются проекты "с очень большим горизонтом", и продление сроков действия ОЭЗ усилит инвестиционные гарантии крупным компаниям-резидентам.

А министр экономического развития Эльвира Набиуллина предложила создать сеть региональных особых экономических зон без вложения средств федерального бюджета, только на средства субъекта Федерации и частных инвесторов, с распространением на них федеральных льгот и преференций, что, по ее мнению, дало бы импульс для развития ОЭЗ. По ее словам, ОЭЗ могут так и остаться "точечным механизмом", если их не масштабировать. В связи с этим она предложила "активно привлекать профессиональные управляющие компании к управлению особыми экономическими зонами, а также создать сеть региональных особых экономических зон".

Еще одно предложение министра - предоставить статус резидентов особых экономических зон сервисным компаниям, работающим в этих зонах и по действующему законодательству не имеющим права становиться резидентами, а также малым компаниям, которые по действующим нормативам не удовлетворяют требованиям, выдвигаемым для резидентов.

Почему власти решили активно продвигать ОЭЗ? Потому что особые экономические зоны - это не только инструмент модернизации экономики, но и один из механизмов ГЧП, который уже доказал свою эффективность.

Продление режима особых экономических зон даст России дополнительное преимущество в глобальной конкурентной борьбе на международных рынках за прямые иностранные инвестиции и технологии

В Управляющей компании "Особые экономические зоны" отмечают, что ОЭЗ, как механизм государственно-частного партнерства, преобразуют инфраструктурный ландшафт страны. В каждой из 24 особых экономических зон УК "ОЭЗ" создает плотную сеть современной инфраструктуры - инженерной, транспортной, коммунальной. А затем уже частные инвесторы в режиме налогового, таможенного и административного благоприятствования разрабатывают на основе инфраструктуры ОЭЗ новые технологии, производят и выводят на рынок конкурентоспособную продукцию. Представители УК "ОЭЗ" называют этот алгоритм развития "двойным инфраструктурным рычагом". Эффективность инфраструктуры и создаваемого на ее основе бизнеса очевидна: на сегодняшний день соотношение "государственные деньги - деньги инвесторов" в ОЭЗ достигло один к пяти. Это очень высокий показатель. Налицо качественный рост.

Зачем же продлевать срок действия ОЭЗ, если он и так солидный - 20 лет? Как объясняют в УК "ОЭЗ", на подготовку площадок в особой экономической зоне, проектирование и строительство инфраструктурных объектов, R&D-центров и заводов понадобится не менее 10 лет. Пять лет из них уже прошли. Но, как показывает мировой опыт, продуктивное влияние ОЭЗ на экономику и социальную сферу в масштабе всей страны даст о себе знать не менее чем через 15 лет. А некоторые государства идут к этому 20 лет и более.

Кроме того, увеличение срока действия ОЭЗ, а значит, налоговых и таможенных преференций для инвесторов позволит повысить рентабельность и снизить срок окупаемости крупных проектов. Это бонус для резидентов ОЭЗ и тех игроков, кто пока еще только присматривается к России.

Плюс ко всему продление режима особых экономических зон даст России дополнительное преимущество в глобальной конкурентной борьбе на международных рынках за прямые иностранные инвестиции и технологии. И, наконец, ОЭЗ - это не просто территории, застроенные научными и производственными объектами. На базе особых экономических зон формируются кластеры, цепочки технопромышленной кооперации, в том числе международной. Фактически речь идет о том, что ОЭЗ должны превратиться в своеобразные фабрики фабрик, технологий и сложных высокотехнологических продуктов. И это не перспективы отдаленного будущего, а реалии сегодняшнего дня - процесс уже идет.

На какой же срок имеет смысл продлевать время работы ОЭЗ? Первый заместитель губернатора Томской области Оксана Козловская считает, что еще лет на 15-20, то есть до 35-40 лет. Продление сроков действия особых экономических зон технико-внедренческого типа в России, по ее мнению, выгодно компаниям, реализующим в них крупные инвестиционные проекты. Решение о создании в Томске ОЭЗ технико-внедренческого типа было принято в 2005 году, то есть, по действующему ныне закону, ее действие завершится в 2025 году. Увеличение срока действия особых зон с 20 до 35 - 40 лет, по мнению Козловской, улучшит инвестиционный климат в инновационном секторе экономики. Что касается Томска, то такое продление благотворно скажется и на развитии томского аэропорта. Поскольку пункт пропуска и международные полеты открыты только на время действия проекта особой экономической зоны.

Особые экономические зоны как действенный механизм государственно-частного партнерства регионы уже оценили и, по данным руководства УК "ОЭЗ", рассчитывают создать еще 18 особых экономических зон. Сейчас находятся несколько заявок от регионов на создание новых особых экономических зон, и они проходят экспертизу в Управляющей компании и в Министерстве экономического развития РФ. Как только заявки будут рассмотрены и одобрены, можно ожидать создания новых особых экономических зон.

По сути, речь идет о "масштабировании" проекта ОЭЗ, для чего созданы все необходимые условия: законодательная база, управляющая компания и интерес инвесторов к развитию проектов в формате особой экономической зоны.

По данным УК "ОЭЗ", сейчас объем заявленных инвестиций инвесторов в 5 раз превышает средства, потраченные государством на развитие инфраструктуры зон.

Cправка

В России 24 ОЭЗ четырех типов: 4 - промышленные, 4 - инновационные, 13 - туристических и 3 - портовые. Инновационные ОЭЗ размещены в Дубне, Зеленограде, Санкт-Петербурге, Томске и Свердловской области. Портовые ОЭЗ - в Ульяновской, Мурманской областях и Хабаровском крае.

На 1 января 2011 года в ОЭЗ зарегистрировано 257 инвесторов. По данным за 2010 год, капитализация ОАО "ОЭЗ" составляет 48 млрд рублей, в 2011 году будет выделено еще 4,92 млрд.