Премьер-министр Владимир Путин подписал постановление о включении раздела "Охрана окружающей среды" в перечень показателей, по которым оценивают эффективность работы органов исполнительной власти. Губернаторам придется отчитываться перед правительством о состоянии экологии на подведомственной им территории. При этом одним из критериев оценки станет объем выбросов от зарегистрированного автотранспорта в расчете на единицу валового регионального продукта.
Включение экологических показателей в ежегодный отчет глав субъектов Федерации о проделанной ими работе некоторые эксперты связывают со стихийным бедствием в Японии, но на самом деле о проблеме говорят давно. Глава региона, на которого теперь возложена задача снижения объема вредных выбросов транспорта, конечно, не может повлиять на количество машин или заставить граждан приобретать только те автомобили, которые соответствуют требованиям "евро-4". По сути, есть лишь один метод: стимулировать процесс перевода автотранспорта на газомоторное топливо. При этом начинать предстоит с машин, которые находятся в ведении органов госвласти и местного самоуправления.
По количеству автотранспорта на душу населения 320-тысячный Смоленск занимает четвертое место в России. Это главный фактор, влияющий на складывающую здесь экологическую обстановку. Всего в Смоленской области, по сведениям территориального управления Роспотребнадзора, зарегистрировано почти 300 тысяч транспортных средств, и ежегодно это число увеличивается на 6-7 тысяч единиц, что приводит к стремительному росту объема выбросов загрязняющих веществ. В 2006-2008 годах он вырос в три раза - с 42 тысяч тонн до 111, в 2009-м достиг уже 143 тысяч тонн. В пасмурные дни на основных магистральных улицах областного центра трудно дышать, и удивляться этому не приходится: в каждой пятой пробе воздуха, взятой на улицах Смоленска, по информации Роспотребнадзора, отмечается превышение предельно допустимой концентрации взвешенных частиц.
Обсуждение вопроса о том, насколько выгоден перевод бюджетного автопарка на газ, началось в регионе еще в конце 90-х годов прошлого века, но накопленный за это время опыт можно использовать только в качестве анекдота. Так, мэр областного центра однажды отдал распоряжение о переоборудовании автопарка горадминистрации под газовое топливо, выделив необходимые средства из муниципального бюджета. Но компенсировать дополнительные расходы не получилось: машины переоборудовали, только на газозаправочной станции они так и не появились. У водителей мэрии, получающих невысокую зарплату, не смогли отобрать надежного источника дохода. Ведь бензин из служебной машины можно слить - например, в собственное авто, а вот как заработать на пропане-бутане?
В другом муниципалитете перевели на газовое топливо все машины районных лечебных учреждений. При этом, предчувствуя негативную реакцию водителей, местные власти направили сэкономленные средства на повышение их зарплаты. Поначалу все было хорошо, но через год усовершенствованный автотранспорт стали все чаще заправлять бензином, при этом доплата у персонала сохранилась. В общем, любые попытки сэкономить до сих пор приводили в Смоленской области только к лишним бюджетным расходам.
Неизбежно ли это? Совсем нет, что демонстрирует опыт смоленских торговых сетей, транспорт которых работает исключительно на газовом топливе. Выгоду доказывают и простые расчеты. Переоборудование автомобиля для использования пропана-бутана сейчас стоит от 11 до 24 тысяч рублей - в зависимости от модели двигателя и марки машины. Литр бензина стоит в Смоленске 22,5-25 рублей, альтернативного топлива - 15, правда, для преодоления того же расстояния его требуется на десять процентов больше. Тем не менее срок окупаемости вложений при годовом пробеге 30 тысяч километров - 4-8 месяцев.
Если говорить о компримированном природном газе, то первоначальные вложения окажутся больше - от 35 до 100 тысяч, но и экономия будет более наглядной: литр метана стоит в Смоленске десять рублей. Затраты в этом случае окупаются в течение 8-12 месяцев. Казалось бы, выгода очевидна, но процесс не идет.
Кстати, смоляне могут позаимствовать опыт соседней Калужской области, где с 2007 года действует программа по расширению использования газомоторного топлива на автотранспорте. Долгое время ситуация в этом секторе оставляла желать лучшего. Но, как отмечают эксперты, после длительного застоя загрузка на калужских газовых заправках стала приближаться к проектной.
Изначально региональная целевая программа по развитию рынка сжатого газа носила коммерческий характер и практически не предполагала бюджетного финансирования. Как рассказали в пресс-службе калужского губернатора, областное правительство пыталось найти средства или компании, которые взялись бы за реализацию ряда мероприятий - власти разрабатывали схемы по взятию газомоторного оборудования в лизинг, привлекали к участию в программе коммерческие банки. Но выработать взаимовыгодные условия так и не удалось.
Дело сдвинулось в 2010 году после обсуждения перспектив рынка сжатого газа между губернатором Анатолием Артамоновым и председателем правления ОАО "Газпром" Алексеем Миллером. Основательно доработанная программа предусматривает строительство автомобильных компрессорных станций. Специалистами профильного министерства уже подобраны для них площадки. В регионе создают парк техники для государственных нужд, работающей на природном газе, ведут подготовку персонала для обслуживания и эксплуатации таких автомобилей; оснащают производственно-техническую базу организаций для эксплуатации техники на природном газе в соответствии с требованиями нормативной документации.
Кроме того, документ предусматривает разработку привлекательных условий, которые могли бы убедить автовладельцев перевести на газомоторное топливо и частный транспорт.
Между тем
В настоящее время на рассмотрении депутатов Государственной Думы находится законопроект "О газомоторном топливе", который предусматривает перевод десяти процентов транспортных средств, зарегистрированных в стране, на газомоторное топливо к 2030 году. Как ожидается, только на разнице стоимости топлива экономия бюджетных средств составит 950 миллиардов рублей в год. Кроме того, как показали исследования, при работе на газомоторном топливе ресурс работы двигателя увеличивается на 30-35 процентов, а смазочного масла - почти наполовину, что также принесет многомиллиардную экономию.