Градообразующие предприятия в значительной мере определяют структуру российской экономики и ее конкурентоспособность. Это крупнейшие предприятия черной и цветной металлургии, оборонной и химической промышленности, топливно-энергетического комплекса, ведущие машиностроительные заводы. Поэтому можно сказать, что переход России на инновационные пути развития будет во многом зависеть от модернизации моногородов и градообразующих предприятий. Под понятие моногород в России подпадают, по одним данным, около 400, по другим - около 800 населенных пунктов. Они разные, есть богатые, где добывают нефть и газ, есть бедные и даже очень бедные, где градообразующие предприятия балансируют на грани закрытия.
В антикризисном плане правительства фигурируют 27 моногородов. Процесс создания механизма федеральной поддержки монопрофильных муниципальных образований, в основу которого была положена разработка Комплексных инвестиционных планов (КИП) модернизации монопрофильных городов, уже запущен.
Государственная поддержка моногородов должна быть направлена на обеспечение устойчивости положительных тенденций в экономике посредством проведения активной упреждающей политики по реструктуризации экономик моногородов, ситуация в которых может оказать негативное влияние на экономику целых регионов и отраслей. При этом основной акцент будет сделан не на поддержке занятости на неэффективных градообразующих предприятиях, а на реструктуризации этих предприятий, создании альтернативных рабочих мест, диверсификации экономики моногородов, в том числе через формирование отдельных программ по развитию малого бизнеса в моногородах, включающих создание с привлечением бюджетных средств технопарков и бизнес-инкубаторов. И тут важнейшая роль отводится частному бизнесу.
По мнению члена Общественной палаты РФ Анатолия Либета, решить проблему модернизации моногородов могло бы государственно-частное партнерство. Надеяться на помощь государства, конечно же, стоит. Но сидеть и ждать, когда долгожданные инвестиции придут и в ваш город, можно не год и не два. Одновременно нужно пытаться сделать что-то самим, найти другие источники финансирования, привлечь инвестиции в свой регион, в свой завод, в свой город.
Юрист компании Tenzor Consulting Group Роман Джапаридзе считает, что в русле такого партнерства могут быть созданы концессии, ОЭЗ. Первое возможно и в сфере транспорта, медицины. Схема предполагает использование государственных мощностей частным бизнесом, их усовершенствование, обновление, а затем участие в получении прибыли. Однако уже возникали ситуации, когда местные администрации шли на это, а затем выяснялось, что на уровне местной власти таких полномочий закон пока не предусмотрел. Есть даже практика арбитражного суда, высшая инстанция которого признавала подобные инициативы с мест нарушением. Были случаи, когда госпредприятия просто отказывались от участия в проекте на стадии его реализации. А это ставит под удар частный бизнес, если проект начат, освоен пусть не весь, но часть бюджета. В таких случаях возместить затраты практически невозможно. Чтобы избежать таких проблем, требуется сформировать типовые нормы и правила на уровне законодательства РФ.
Профессор Московского архитектурного института Вячеслав Глазычев предостерегает бизнес от иллюзий двух видов: что сегодня для моногородов можно найти проекты "сомасштабные" существующим и что новые промышленные производства способны кардинально решить проблему создания рабочих мест. Во-первых, для масштабных проектов сегодня нет ресурсов. Во-вторых, по мере действительной модернизации производства занятость стремительно уменьшается. Ничего страшного в этом нет, считает Глазычев, с этим нужно смириться. Ключевой вопрос в другом: где и как занять высвобождающихся людей? Эксперт видит единственный ответ: в работе друг на друга, в сфере, которая в нашей стране еще далека от своего развития: в информационных технологиях.
Иосиф Дискин, президент "Констелейшн 3Ди Восток", считает, что для решения проблем моногородов нужно привлечь опыт инноцентра "Сколково" - с его налоговыми льготами. Это будет сачок для сбора технологий и инвестиций. Но пока задача стоит скромнее: по данным АНКОР, лишь 5% предприятий в моногородах удовлетворены уровнем образования поступающих к ним на работу. Больше всего не нужны финансисты и менеджеры, окончившие местные вузы и профтехучилища. Зато там большой дефицит медиков в больницах.