Стоимость железнодорожных билетов не изменится до конца года

До конца года стоимость билетов на железной дороге останется без изменений. Но это не значит, что цена проезда будет фиксированной. Как отметил вице-президент РЖД Михаил Акулов, Федеральная служба по тарифам допускает гибкое регулирование, например, в пиковый период цены увеличиваются и наоборот.

Еще одна новость - в декабре Москву, Берлин и Париж соединит прямой поезд российского формирования. По словам Михаила Акулова, на первом этапе по этому маршруту он будет курсировать минимум три раза в неделю, максимум - пять раз.

В целом же в 2011 году железнодорожники получили возможность снизить затраты на поездки, а перевозчик за счет возросшего спроса может увеличить доходность на 5 процентов, прогнозирует Акулов. Однако ФАС усмотрела в ряде предложений при продаже билетов в поездах дальнего следования нарушение закона о конкуренции и прав потребителей, сообщил Акулов. Он уточнил, что речь идет о возможности покупки заранее билетов с 20-процентной скидкой, а ближе к дате отправления с наценкой в 5 процентов. ФАС даже завела административное дело на железнодорожников. Но такая практика есть у авиационных перевозчиков, отметил Акулов, но к ним нет претензий. Так что пока новых акций по продаже железнодорожных билетов не будет.

Если говорить о перспективах развития пассажирских перевозок в целом, то РЖД поддерживает инициативу минтранса о введении единого билета в рамках смешанных перевозок. Даже делаются первые шаги на Ярославском направлении Московской области. Там идет согласование расписания электропоездов и автобусов, чтобы пассажиры как можно меньше ждали на остановках. В Новосибирске планируется создать даже целый хаб со стыковочными рейсами разных видов пассажирского транспорта, отметил Акулов. Но возникает проблема, связанная с разницей в тарифах на проезд, в частности, в электричках в разных регионах. Зачастую несогласованность ценовых решений соседей вызывает справедливые нарекания пассажиров, где-то идет оплата по зонам, а где-то по километрам, констатировал Акулов. Прежде всего, распутать это предстоит в московском регионе и петербургском транспортном узле.

Согласованность в этом вопросе очень важна, так как динамика цен на пригород в последние годы опережает рост индекса потребительских цен. Акулов прогнозирует, что дальнейший рост тарифов более чем на 10 процентов в год будет приводить к увеличению числа безбилетников.

В этом году у регионов будет поддержка из федерального бюджета на компенсацию убытков пригородным компаниям. Как уточнил вчера "РГ" глава министерства транспорта Игорь Левитин, речь идет о 20 миллиардах рублей из федеральной казны и 20 миллиардах из бюджетов регионов. Но пригород будет получать поддержку всего три года.

Железнодорожники настаивают на единой финансовой модели функционирования различных видов общественного транспорта, чтобы и автомобильные, и авиаперевозки были наравнее с железнодорожными. На данный момент пригородные компании обязаны платить за пользование инфраструктурой с учетом НДС. Автотранспортные предприятия же платят акциз на горючее и транспортный налог, которые НДС не облагаются. Авиаперевозчики имеют право включать НДС с аэропортовых сборов в стоимость билетов, отметил представитель РЖД. Все это сказывается и на предложениях перевозчиков, и на их финансовом положении.

Кстати

Единственные перевозки по железной дороге, которые имеют хорошую прибыль, - это высокоскоростные. В июне РЖД намерены представить концепцию организации ускоренных, скоростных и высокоскоростных пассажирских перевозок к чемпионату мира по футболу 2018 года. Но уже известно, что кроме строительства выделенных линий между двумя столицами для движения поездов со скоростью 400 километров в час и между Казанью и Нижним Новгородом РЖД планирует организовать скоростное сообщение со странами Европы для доставки болельщиков на чемпионат, сказал Акулов. Это маршруты Москва-Минск-Варшава-Берлин и Москва-Киев.