Минэкономразвития подготовило поправки в законодательство в части проектного финансирования. В ведомстве уверены, что в результате принятия законопроекта кредиторы смогут предоставлять заемные средства на развитие инфраструктуры, разработку природных ресурсов и другие цели на условиях повышенной защищенности их прав, а спонсоры получат доступ к менее дорогому заемному финансированию. "Заключение сделок проектного финансирования с использованием инструментов российского права будет способствовать приданию российской юрисдикции статуса финансового центра для таких сделок", - отмечают в министерстве. Сегодня под проектным финансированием принято понимать финансирование строительства, реконструкции и эксплуатации объекта инфраструктуры, разработки месторождения полезных ископаемых или иного объекта, которое осуществляется путем предоставления заемного финансирования, возвращаемого главным образом за счет дохода от эксплуатации финансируемого объекта.
Эксперты считают, что законопроект в первую очередь интересен тем, что затрагивает важный вопрос о недостаточности правового регулирования проектного финансирования в российском праве, в силу чего российские спонсоры и кредиторы вынуждены обращаться к инструментам зарубежного права для заключения подобных сделок.
"Проектное финансирование в России в настоящее время, безусловно, не имеет должной правовой определенности и защищенности, - говорит Нина Козлова, руководитель управления бухгалтерского, налогового и правового консалтинга компании "ФинЭкспертиза". - Изменения законодательства необходимы, к ним подталкивает и судебная практика, которая потихоньку вырабатывает свои, прямо не урегулированные законом правила поведения сторон проектного финансирования".
Законопроект, по мнению эксперта, вносит в систему российского права целый ряд принципиальных новшеств. Так, предлагается ввести в Гражданский кодекс РФ новую разновидность хозяйственных обществ - специализированное хозяйственное общество. "Сейчас общепринятое обозначение такого общества - проектная компания, - пояснила Нина Козлова. - Предусмотрен целый ряд ограничений, особых правил функционирования и ликвидации таких обществ. Придание легитимности статусу проектных компаний, наделение их особой правоспособностью действительно целесообразно. Конечно, сложно ответить на вопрос, насколько жизнеспособны новые положения о специализированном обществе, все ли нюансы их деятельности учтены: это, по всей видимости, станет понятно только в процессе применения на практике этих нововведений".
Попытку решения проблемы путем введения нового вида организационно-правовой формы юридических лиц эксперты считают спорной. "Обособление имущества для проектных целей вполне можно реализовать в рамках имеющихся вариантов юридических лиц, введя ограничения по их ликвидации/реорганизации на момент осуществления проектов, а также предусмотрев возможность обособления целевого имущества (средств), как это уже сделано для осуществления долевого строительства или для целей простого товарищества", - заметила Ирина Мельникова, заместитель генерального директора по юридическому консалтингу АКГ "Интерком-Аудит".
В чем эксперты не сомневаются, так это в том, что изменения имеют принципиальное значение не только для проектного финансирования, они применимы к любым сделкам. В частности, это введение института передачи договора (изменения в главу 24 Гражданского кодекса РФ), который функционально объединяет уступку прав и передачу обязанностей (перевод долга) по договорному обязательству (при наличии согласия другой стороны договора). Введение номинальных банковских счетов так же, по мнению Нины Козловой, может быть интересно не только при проектном финансировании, но и, к примеру, при передаче имущества в доверительное управление, при комиссионных сделках и т.п. "Следует отметить, что номинальные банковские счета существуют во многих юрисдикциях, Россия здесь не является первопроходцем", - заметила эксперт. Также законопроект вводит в оборот новые, имеющие хороший потенциал использования инструменты коллективной реализации прав кредиторов - такие, как: соглашение между кредиторами; управляющий залогом; доверительное управление правами залога. Но самым привлекательным, помимо выше сказанного, по мнению экспертов, является введение инструмента залога будущего объекта недвижимости - договор о предоставлении ипотеки, в котором так же, как и в договоре долевого участия строительства, идентификация строящегося объекта осуществляется на основе земельного участка, на котором строится объект. "Из безусловных плюсов можно отметить попытку ввести ипотеку (залог), которые будут возникать на будущие обязательства, такая гарантия прав инвесторов представляется весьма разумной, - уверена Ирина Мельникова. - Так же положительно следует оценить даже сам факт попытки введения в законодательство понятий синдицированного кредита и субординацию требований по кредитам в зависимости от степени рисков кредиторов".
Как заметила Нина Козлова, придание легитимности залогу будущего объекта представляется необходимым, осталось дело за малым - чтобы этот инструмент был востребован и принимаем кредиторами.
Финансовые аналитики считают, что законопроект имеет цель привлечь международное венчурное финансирование в соответствующие российские проекты. По мнению Владимира Рожанковского, директора аналитического департамента ИГ "Норд-Капитал", сама по себе подобная законодательная инициатива крайне полезна, однако вряд ли она приведет к сиюминутному решению целого комплекса проблем, связанных с интегральной слабостью российского корпоративного законодательства в части защиты прав прямых иностранных инвесторов. Ожидать первых позитивных результатов законотворчества в этом направлении можно уже в конце 2012-го - начале 2013 года".