Эксперты прогнозируют рост розничного рынка в 2011 году

В 2010 году российский розничный рынок от падения в 2009 году перешел к росту, правда, не за счет увеличения объема товаров, а благодаря росту цен, об этом заявил генеральный директор INFOLine-Аналитика Михаил Бурмистров на Х ежегодном форуме "Российская розничная торговля". Также он отметил, что в 2011 году ситуация повторится.

Среди важнейших тенденций, касающихся современных форматов торговли и крупнейшего сегмента FMCG (товары повседневного спроса), эксперты отмечают, что компании, выросшие меньше чем на 12-15%, теряют свои позиции и завоеванный рынок. Региональным сетям сегодня очень тяжело конкурировать и за инвестиции, и за персонал, и за торговые площади. Для них сейчас стоит вопрос не столько развития, сколько выживания. Участники рынка уверены, что только те региональные ритейлеры, которые смогут эффективно управлять бизнес-процессами, логистикой, автоматизацией, ассортиментной политикой и менеджментом, смогут сохранить свое место на рынке в течение ближайших трех лет.

Эксперты отмечают, что региональный рынок розничной торговли во многом зависит от состояния рынка торговых центров. По данным INFOLine-Аналитика, помимо тех торговых центров, которые сейчас находятся в регионах в замороженном состоянии, а их около 100 (5 миллионов квадратных метров), строительство новых торговых площадей не планируется. "Скорее всего, к 2012 году объем ввода новых площадей сократится до уровня ниже, чем в 2004 году, - прогнозирует Михаил Бурмистров. - Это значит, что сейчас за рост мы платим достаточно дорого. В 2011, 2012 и 2013 годах выход на региональные рынки будет существенно дороже. Число торговых центров сокращается, арендные ставки растут и будут расти".

Эксперты отмечают, что в 2011 году сохранится большой объем ввода торговых площадей, но только в тех регионах, где уровень конкуренции достаточно высокий. Те регионы, которые сейчас не насыщены торговыми центрами, по оценкам экспертов, так и останутся на этом уровне. Ситуация такова, что объем ввода и объем строительного задела концентрируются у тех регионов, которые все время были привлекательными.

"На рынке торговой недвижимости практически не ведется нового строительства в силу дорогих кредитов, которые к тому же очень нелегко получить, - сокрушается председатель совета директоров ГК "Вестер" Олег Болычев. - На рынок выбрасываются те объекты, которые по разным причинам были освобождены предыдущими игроками. С одной стороны, эти объекты готовы к запуску, с другой - они, по сути, доказали свою неконкурентоспособность. Поэтому фундаментальным фактором дальнейшего развития рынка является восстановление девелопмента. Нерешение этого вопроса грозит очень серьезными последствиями".

В 2011 году эксперты прогнозируют увеличение конкуренции среди сетей гипермаркетов на региональном рынке. Но ритейлеры говорят, что, несмотря на то что во многих городах есть хороший потенциал для развития гипермаркетов, выход на эти рынки затруднен из-за своеобразной политики региональных властей и отсутствия привлекательных свободных участков.

"Ограничение федеральным законом доли рынка 25% поможет сохранить множество сильных региональных игроков, - уверен Олег Болычев. - В этом году рынок будет продолжать расти за счет органического роста, а также путем слияний и поглощений. Здесь возможны самые неожиданные ходы по объединению региональных игроков в единые компании".

Эксперты прогнозируют, что небольшие региональные компании, с оборотом до 10 миллиардов рублей в год и с низкой кредитной нагрузкой, сохранят не только свои позиции, но и усилят их.

Структура оборота розничной торговли по федеральным округам