В рамках переговоров о создании единого экономического пространства в СНГ и по дальнейшей унификации таможенных правил в Таможенном союзе (ТС) с 1 апреля на границе РФ и Беларуси отменен взаимный пограничный контроль за перемещением транспортных средств между Россией и Беларусью. А на российско-казахстанской границе аналогичный контроль планируется отменить во втором полугодии-2011. Такие решения, как заявил белорусский премьер-министр Михаил Мясникович, связаны с разрешением спорных вопросов в тарифной политике на импорт иномарок и в их перемещении по территории обеих стран.
Белоруссия добилась введения с апреля ряда льгот на импорт большегрузных автомобилей, что не повлияет на российский авторынок. А взамен повышает пошлины на "легковушки", которые будут почти одинаковыми с российскими и казахстанскими. Этого не один год добивались от Минска Астана и Москва.
Объем "перегонки" иностранных авто в РФ через страны бывшего СССР достигает нескольких миллионов ежегодно, но доля транзитного коридора через Беларусь стабильно превышает 40%. Здесь сказывается, во-первых, географический фактор - максимальная приближенность Беларуси к основным центрам спроса на иномарки в европейской России. А во-вторых, низкие ввозные пошлины Минска на иномарки в сравнении с большинством других постсоветских стран. Эти факторы превращали "белорусский коридор" в основной маршрут фактически контрабандного поступления легковых иномарок в Россию и далее в Среднюю Азию.
По оценкам новосибирской таможни, только с ноября 2010 г. по февраль 2011 г. включительно было выдано более 1700 паспортов транспортных средств на подержанные иномарки из Беларуси. Потому что подержанные, например, "Тойоты" и "Лексусы" в Беларуси на 15, а то и на 20% дешевле, чем в большинстве других стран экс-СССР. Секрет привлекательности белорусского автомобильного секонд-хенда кроется в едином таможенном пространстве. Вдобавок в связи с вводом в действие с 1 июля 2010 года Таможенного кодекса ТС таможенное оформление автомобилей, являющихся товарами Таможенного союза, не осуществляется. Поэтому авто, ввезенное из Беларуси в регион ТС, не облагался и не облагается пошлинами.
Между тем унификация правил транспортного контроля и формирование единого экономического пространства на базе ТС способствуют созданию межгосударственных таможенно-транзитных объектов на внеш них границах Таможенного союза. Так, в 2011 году российские, белорусские и латвийские инвесторы совместно "вложатся" в строительство таможенно-логистического терминала "Григоровщина" - у стыка взаимных границ РФ, Беларуси и Латвии. Его намечено ввести в действие в первом полугодии 2012 года. По информации зампредисполкома приграничной Витебской области (Беларусь) Олега Мацкевича, "объем инвестиций в этот проект составит $10-12 млн. Создание терминала приведет к наращиванию международного транзита грузов через приграничный Верхнедвинский район, что положительно скажется и на местной экономике".
Андрей Сотников, замначальника департамента экономики и отраслевых программ Постоянного комитета Союзного государства, сообщил "РБГ": "К 2012 году должны быть согласованы основные правила единого экономического пространства стран-членов. Но, скорее всего, этот процесс продолжится и после 2012 года. Потому что внутри ТС пока есть некоторые "разночтения". А решение таких вопросов зависит от "состыкованности" друг с другом экономической политики тех же стран".