VIII Церемония вручения Премии операторского искусства "Белый квадрат" в этом году прошла 5 апреля в Московском государственном академическом детском музыкальном театре им. Натальи Сац.
И… как всегда собрала весь цвет кинематографического сообщества страны: Вадим Юсов (зал приветствовал знаменитого оператора стоя), Карен Шахназаров, Никита Михалков, Валерий Тодоровский… И, собственно, продюсеры премии - Анна Михалкова и Максим Королев.
Причина того, что ежегодно на "Белый квадрат" приходят столь уважаемые люди в том, что важность профессии оператора очевидна: хорошее кино без правильного взгляда человека, отвечающего за камеру не снимешь, а для плохого стОящий оператор всегда может послужить "спасательным кругом". А еще потому, что операторов ценят и любят все, даже если среди них попадаются люди со сложным характером. При этом никто не сбрасывает со счетов сильную операторскую школу, которая сформировалась в нашей стране. То, что наши операторы получают призы на таких престижных мировых кинофестивалях, как Берлинский (Павел Костомаров) и Венецианский (Михаил Кричман) - лишнее тому подтверждение.
Награды в номинации "Лучший оператор года" присуждало жюри, в состав которого вошли, помимо председателя - знаменитого кинооператора Вадима Алисова, операторы Сергей Мокрицкий и Михаил Мукасей, режиссер Борис Хлебников, художник Владимир Светозаров, киновед Лариса Малюкова и продюсер Сергей Мелькумов. А на премию претендовали Владимир Башта, снявший фильмы "Брестская крепость" и "Кандагар", причем номинирован Башта был дважды - за оба фильма. А также Павел Костомаров ("Как я провел этим летом") и Юрий Клименко ("Край"). Был и еще один претендент - оператор "Утомленных солнцем 2" - Владислав Опельянц, но в связи с просьбой продюсеров картины не оценивать фильм до выхода второй части на экраны, фильм исключили из конкурса. Хотя в номинации имя Опельянца оставили и на церемонии его чествовали.
Лучшим оператором был признан Владимир Башта. За фильм "Кандагар". Трижды за вечер Башта поднимался на сцену - два раза как номинант, и один раз, как победитель. Получать награду вышел с младшим сыном - Захаром.
- Конечно, обе картины снимались с разницей в несколько лет, и так получилось, что вышли в один прокатный год, - пояснил Башта залу, почему номинирован дважды. Потом поблагодарил своего учителя Леонида Калашникова, памяти которого посвятил эту награду.
Премия "Операторское признание", где судьями выступают члены Гильдии кинооператоров Союза кинематографистов РФ во главе с Ильей Клебановым, присуждалась всего в четвертый раз за всю историю "Белого квадрата". Никита Михалков вручил ее Эдуарду Гимпелю.
- Я раньше был убежден, что в кино может быть масса подмен. Мы живем во время подмен, - сказал со сцены Никита Сергеевич, - но мало профессий, где одно нельзя выдать за другое. Это - хирурги. Это - операторы. Режиссер может сказать: "Я так вижу". А оператор должен снимать, как учили. "Человек, который спасает всех нас" - так охарактеризовал Михалков Эдуарда Гимпеля.
Лауреатом премии "За вклад в операторское искусство" имени Сергея Урусевского, которая также вручалась на церемонии, был назван кинооператор Владимир Шевцик. Снятые им картины - "Мы из джаза", "Зимний вечер в Гаграх", "Американская дочь", "Игра мимо нот", "Мелюзга" "Разжатые пальцы" и другие. Эту награду вручал Карен Шахназаров. Он говорил о том, насколько глубоко Владимир Карлович знает профессию: "Он начинал "светиком" - осветителем, работал ассистентом, вторым оператором… Даже не знаю возможно ли сегодня в кино пройти такой путь"; рассказал историю о нелегком характере лауреата: "Мы снимали диплом. Актриса говорит оператору "А глазки подсветить нельзя?" А он отвечает: "Их для начала надо иметь". "Я с подозрением отношусь в кино к людям с хорошим характером. Именно благодаря характеру Шевцик и добивался каждого кадра", - продолжил Шахназаров, и тепло поблагодарил Владимира Карловича.