Военный прокурор Тихоокеанского флота утвердил обвинительное заключение по уголовному делу, связанному с аварией на атомной подводной лодке (АПЛ) "Нерпа". Это решение вызвало громкий резонанс у моряков.
Напомним, в ночь на 9 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в российских водах Японского моря на атомоходе "Нерпа" внезапно сработала система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая). Произошел выброс ядовитого газа фреона (он связывает молекулы кислорода и быстро гасит пламя).
Два передних отсека оказались автоматически загерметизированны, погибли находившиеся в них три члена экипажа и 17 гражданских специалистов, жители Большого Камня, Комсомольска-на-Амуре и Москвы. Еще 21 человека потом госпитализировали с отравлениями и обморожениями.
Спустя 10 дней стало известно, что количество пострадавших в результате аварии увеличилось вдвое, за помощью к медикам обратились более 40 пострадавших. Всего на борту подлодки было 208 человек.
В качестве обвиняемых по делу привлечены командир АПЛ гвардии капитан первого ранга Дмитрий Лаврентьев и трюмный машинист лодки старшина Дмитрий Гробов.
- Следствие пришло к выводу, что именно их действия (бездействие) повлекли возникновение аварийного происшествия на АПЛ с гибелью людей и причинением вреда здоровью различной степени тяжести еще 38 членам экипажа, - сообщил "РГ" помощник военного прокурора ТОФ по связям с общественностью Роман Колбанов.
Следствие предъявило капитану атомной субмарины обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 286 УК РФ - "Превышение должностных полномочий, с причинением тяжких последствий - смерти по неосторожности двум и более лицам". Она предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет.
- Лаврентьев не обеспечил должный уровень подготовки личного состава К-152, что привело к тяжким последствиям, - говорит заместитель руководителя военного следственного управления ТОФ Юрий Сазонов.
Старшина контрактной службы воинской части N 20907 Дмитрий Гробов обвиняется в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 109 УК РФ - "Причинение по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей смерти двум и более лицам", предусматривающей до 5 лет лишения свободы.
Следствие также обвиняет Гробова в причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности двум членам сдаточной команды. Дело для рассмотрения по существу будет направлено в Тихоокеанский флотский военный суд.
В штабе Тихоокеанского флота информацию о завершении расследования по факту аварии на АПЛ "Нерпа" официально не комментируют.
- Действия следствия не подлежат обсуждению, - заявил журналистам пресс-секретарь командующего ТОФ Роман Мартов.
Но неофициально офицеры штаба флота не скрывают возмущения выводами следствия. По их словам, причиной аварии стало техническое несовершенство лодки, сбои в программном обеспечении ее компьютерных систем.
- Именно по этой причине АПЛ никак не удается довести до ума и сдать индийской стороне. А каперанг в аварийноый ситуации действовал грамотно, благодаря его командам удалось избежать самого худшего - не потерять лодку, - сказал один из офицеров, добавив, что командование флота по-прежнему доверяет ему командование субмариной.
В штабе ТОФ официально подтвердили информацию о том, что Лаврентьев остается командиром экипажа "Нерпы".
Что касается Дмитрия Гробова, который, по версии следствия, несанкционированно и без всякого на то основания запустил систему пожаротушения подводной лодки, то его сослуживцы по-прежнему опасаются, что он признал свою вину под давлением.
- Похожий инцидент со срабатыванием системы ЛОХ был уже после аварии в Японском море - прямо у заводской стенки, - вторит военному рабочий завода "Звезда" из Большого Камня. - Мнение народа такое: виновато сырое программное обеспечение. Жалко, что парню жизнь испортят, да и командиру.