Вчера польские власти получили новые материалы расследования авиационной катастрофы под Смоленском.
Это - еще 14 томов копий документов из уголовного дела, которое завели сразу после трагической гибели президента Польши Леха Качиньского и большой группы сопровождавших его лиц. Наша страна не первый раз делится с поляками информацией о чрезвычайном происшествии 10 апреля прошлого года.
- Всего в Генпрокуратуру поступило восемь запросов о правовой помощи от польских коллег. По ним уже направлено 28 томов копий уголовного дела, которое расследуется Российской Федерацией, - сообщил вчера начальник Главного управления международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры РФ Саак Карапетян.
К просьбе поляков наши юристы относятся с пониманием. Более того, по указанию Генпрокурора России правовую помощь соседям они оказывают оперативно и качественно. Новая партия документов, которую следователи подготовили для коллег, содержит допросы свидетелей трагического полета Ту-154, копии осмотра места его падения (в нем участвовали и польские археологи), протоколы дополнительного допроса диспетчеров, диск с записью разговоров, полученных при расшифровке бортового самописца самолета, и другие важные материалы.
Польским экспертам они нужны для проведения самостоятельного расследования громкой авиакатастрофы. По договоренности сторон соседи также оказывают правовую помощь нашим специалистам. Саак Карапетян уточнил, что в рамках этой процедуры в Россию по пяти запросам было передано девять томов с различной информацией. Но воспользоваться ею будет можно только после перевода на русский язык. Тогда же наши эксперты определятся, в какой помощи из Польши они еще нуждаются.
Вчера речь снова зашла о передаче соседям обломков президентского лайнера Ту-154. Наши в принципе не против. Но сделать это до окончания всех необходимых экспертиз невозможно. Представитель Генпрокуратуры напомнил, что как раз сейчас специалисты проводят взрыво-техническую экспертизу.
-Только после ее завершения можно будет говорить о передаче обломков самолета польской стороне, - заявил Саак Карапетян.
Между тем становятся известны факты, не лучшим образом характеризующие взгляд на трагедию некоторых польских чиновников. Как раз вчера полковник Эдмунд Клих, который был аккредитован при Межгосударственном авиационном комитете и с первых дней участвовал во всех следственных мероприятиях под Смоленском, обвинил в попытке оказать на него давление министра национальной обороны Польши. Офицер рассказал телеканалу ТВН24, что министр посоветовал ему сконцентрироваться на том, что россияне не закрыли свой аэродром перед посадкой президентского лайнера.
Метеоусловия в районе аэродрома в день трагедии действительно были сложные, о чем наши диспетчеры несколько раз предупреждали польский экипаж и даже советовали пилотам уйти на запасной аэродром. Окончательное решение садиться летчики приняли самостоятельно и, как свидетельствует расследование, не без нажима со стороны командующего ВВС Польши. Он, по всем данным, в момент катастрофы находился в кабине самолета.
Хотя все точки над "и" в этой печальной истории еще не расставлены, свои главные выводы о катастрофе президентского лайнера в апреле прошлого года Межгосударственный авиационный комитет уже сделал. Их вердикт - падение самолета Ту-154 с президентом Польши на борту произошло в результате действий экипажа, принявшего в условиях психологического давления решение о посадке в неблагоприятных погодных условиях.
Кстати говоря, эти выводы уже признали многие польские авиационные эксперты.