Депутаты Госдумы обнаружили, что за ними следят. И не где-нибудь, а, можно сказать, в святая святых - зале пленарных заседаний, куда посторонним без особого приглашения вход запрещен.
Заметив неожиданную опеку, "справоросс" Светлана Горячева с прокурорской прямотой спросила председательствующего на заседании первого вице-спикера палаты Олега Морозова, на каком основании сидящие в зале девушки из аппарата "контролируют работу депутатов и отмечают, кто отсутствует и кто присутствует".
"А если в этой ситуации злоупотребления будут? С какой стати мы должны подвергаться контролю со стороны технических работников? Кто их на это уполномочил?" - негодовала Горячева. "Не знаю, не знаю. Никаких таких полномочий ни у кого нет, кроме как у руководителей фракций, у председателя Государственной Думы", - отреагировал на возмущенные вопросы Морозов, заметив, что контроль за явкой депутатов действительно есть, но для него существуют другие инструменты. "Данные поступают к руководителям фракций ежемесячно. Так что вы внутри фракции разберитесь, как вы ходите на заседания", - посоветовал Горячевой первый вице-спикер.
Кстати, информация о реальной, а не зафиксированной на мониторе в момент регистрации посещаемости депутатами пленарных заседаний в Госдуме не разглашается. Хотя картинки из зала, несмотря на принятые прошлой осенью меры по укреплению думской дисциплины, иногда напоминают те, что когда-то огорчили президента.
Но вчера думский зал при обсуждении главных вопросов повестки был почти полон. Правительственные поправки в пресловутый 94-й Закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" заставили поспешить к микрофонам даже тех, кто обычно предпочитал следить за ходом заседания по трансляции в своем кабинете. Замминистра экономического развития Алексей Лихачев объяснил депутатам, как будет улучшена система госзакупок, выделив "революционную" новацию - "это не просто право правительства при особо важных закупках в особо важных сферах вводить дополнительные механизмы отбора поставщиков, дополнительные механизмы требований к качеству товара, но и выработка новых прогрессивных методов размещения товара". Однако предлагаемые изменения не вполне удовлетворили депутатов. Они не увидели в них решение главной проблемы - как государство или муниципалитет сможет получить качественный товар или услугу, не переплачивая за них. Поэтому думцы настаивали на том, чтобы поскорее в Госдуму была внесена новая редакция закона о госзакупках. "Этот законопроект скорее первая ласточка. Он вносит точечные поправки", - оценил правительственную инициативу "единоросс" Мартин Шаккум. Однако думцев интересовало, когда будут приняты в качестве нормы "принципиальнейшие вещи", которые не допустят, чтобы цены на стройматериалы на олимпийских объектах были выше в три раза, чем по соседству за сто километров. И избавят торги от "непонятных структур, фирм-однодневок".
Коммунист Владимир Кашин тем не менее поддержал "очередные попытки борьбы с теми негативами, с той коррупцией, которая сегодня разъедает все, что связано с государственными закупками, с оказанием услуг по всей вертикали". Однако потребовал разобраться в вопиющих случаях, которые были, например, на строительстве дороги в Сколково. Либерал-демократ Максим Рохмистров пожелал услышать, почему федеральные трассы в нашей стране являются самыми дорогими в мире. И почему у нас "сплошь и рядом выигрывают конкурсы" по госзаказам фирмы, состоящие из двух человек и арендующие офис в 23 метра? А в субъектах, по словам Рохмистрова, считается нормальным явлением, когда победителями становятся фирмы родственников или друзей председателя конкурсной комиссии? В законопроекте либерал-демократ не нашел ни ответов на эти вопросы, ни способов их решения. Тем не менее Дума поправки в 94-й закон приняла в первом чтении, пообещав оперативно их откорректировать и выпустить в свет.