Программу "Доступная среда на 2011-2015 годы" для инвалидов одобрило правительство.
Впервые понятие "доступность" сформулировано широко - это не только пресловутые сложности с передвижением в городе, переустройство строительных объектов и транспорта, но и обеспечение инвалидов услугами (образовательными, информационными), формирование безбарьерной среды в школе, помощь в трудоустройстве и постепенное изменение общественного восприятия людей с ограниченными возможностями "на равных" со всеми остальными.
Насколько сложны эти задачи? На вопросы "РГ" ответил директор профильного департамента минздравсоцразвития Григорий Лекарев.
Российская газета: Еще в 1995 году был принят закон о соцзащите инвалидов, в котором много и в широком смысле говорилось о безбарьерной среде. Почему понадобилась эта программа?
Григорий Лекарев: Действительно, принятый в 1995 году 181-й закон о социальной защите инвалидов предъявил требования не только к органам госвласти, госучреждениям, но и к любым организациям вне зависимости от формы собственности - обеспечить доступность и удобство для инвалида. В основе была идея о том, что необходимо не только реабилитировать инвалида, чтобы он мог пользоваться всеми услугами, но еще и окружающую среду приспосабливать к возможностям таких людей.
И сейчас, особенно когда мы готовимся к ратификации Конвенции ООН "О правах инвалидов", мы должны предусмотреть механизмы, которые обеспечат, во-первых, соблюдение принципа доступности во всех сферах жизни и, во-вторых, контроль за его соблюдением.
РГ: Можно пример? В 2007 году столичный департамент соцзащиты договорился с банками, обслуживающими большинство пенсионеров и инвалидов, - Сбербанком и Банком Москвы - о том, что они сделают удобнее свои отделения. Прошло четыре года. Во многих других банках оператор и клиент сидят за столом. Удобно. А в двух "социально значимых" банках по-прежнему приходится стоять у высокой стойки, тянуться в окошко...
Лекарев: До сих пор, надо признать, многие положения закона остаются декларативными, хотя в некоторых сферах были разработаны конкретные нормативы, обеспечивающие доступность. Я не могу сказать, что они полностью игнорируются. Кто-то эти требования выполняет. Но так, чтобы все строители или производители транспорта учитывали требования доступности - до этого еще далеко. Ваш пример с банками показателен.
РГ: Так в чем проблема?
Лекарев: Проблема в том, что не было создано механизмов контроля за выполнением закона. Поэтому одна из первых задач программы - разработать такие механизмы контроля за соблюдением требований доступности, особенно в реконструируемых и вновь возводимых зданиях и сообружениях. На наш взгляд, следует контролировать процесс проектирования, а не просто формально привлекать органы соцзащиты к приему уже построенного.
В 2009 году принят техрегламент о безопасности зданий и сооружений, где установлены минимально необходимые требования доступности для инвалидов. Это касается планировки здания и эвакуационных путей, пользования транспортными услугами. Контролирующие органы уже сейчас имеют необходимую базу, чтобы требовать соблюдения этого техрегламента.
РГ: Многие новостройки действительно учитывают возможности инвалидов. В то же время какие-то объекты сдаются - ни пандусов, ни широких дверей. Почему?
Лекарев: Положительные примеры - это скорее следствие культуры бизнеса, еще не привившейся в нашей стране. Когда западный инвестор приходит в Россию, он строит, как правило, с использованием типового проекта, который уже содержит требования доступности для всех, не исключая инвалидов.
Надо помнить, что делая доступным объект и услуги, вы получаете новую категорию потребителей. Нам этому еще предстоит учиться. Хотя начало, согласитесь, положено.
РГ: Пробелы не только в строительстве. У нас неудобный транспорт, сложно войти в метро, есть проблемы с получением слепыми и глухими информации. Кто скоординирует все эти задачи?
Лекарев: Вы отчасти отвечаете на вопрос, зачем нужна государственная программа "Доступная среда". Впервые соисполнителями по ней выступают министерства и ведомства. У каждого своя сфера ответственности, они и должны разработать механизмы контроля за выполнением "своей" части. Минздравсоцразвития - основной исполнитель. В качестве соисполнителей участвуют минрегион, минспорттуризма, минтранс, минкультуры, минобрнауки, минсвязи, минпромторг и Федеральное медико-биологическое агентство.
На первом этапе каждый участник программы должен проанализировать и подготовить нормативно- правовую базу по своему направлению. Невозможно одномоментно перестроить все старые поликлиники и больницы, все стадионы и бассейны, все школы и вузы. Потому будут определяться приоритетные объекты. С них и начнем. Все это предстоит сделать на первом этапе программы - в 2011 - 2012 году.
РГ: Каким образом будут выбираться приоритетные направления и объекты? Ведь картина в регионах очень пестрая.
Лекарев: Объекты будут выбираться с учетом мнения общественных организаций инвалидов. Сначала предстоит их паспортизация - проще говоря, предстоит определить, чего именно не хватает. На втором этапе, с 2013-го, начнется их адаптация.
Госпрограмма подразумевает, что регионы самостоятельно разрабатывают собственные программы. После обсуждения их на координационном совете регион получает софинансирование - до 50 % стоимости программы.
В качестве "пилотов" выбраны три региона - Тверская область, Саратовская область и Татарстан.
Тверская область должна подготовить предложения, как перестроить типовую поликлинику. По максимуму учесть потребности инвалидов.
Цель "пилота" в Казани - подготовить предложения по адаптации метрополитена.
В Саратовской области программа сконцентрирована на учреждениях культуры и на спортивных объектах.
Но даже в этих первых программах требуется комплексный подход, и ограничиваться только перечисленными направлениями "пилоты" не будут.