Канат Саудабаев: Между Россией и Казахстаном никогда не было неразрешимых проблем

Инаугурация президента Казахстана Нурсултана Назарбаева состоится 8 апреля. Об этом сообщил Центризбирком республики. Согласно официальным данным действующий глава государства получил поддержку 95,55 процента избирателей. О том, как проходили выборы, "Российская газета" беседует с Государственным секретарем - министром иностранных дел Республики Казахстан Канатом Саудабаевым.

Российская газета: В чем была причина внеочередных президентских выборов в Казахстане, ведь следующие выборы главы казахстанского государства намечались уже в 2012 году?

Канат Саудабаев: В связи с выдвижением в декабре 2010 года группой общественных деятелей инициативы о проведении референдума по продлению полномочий президента до 2020 года, поддержанной более чем пятью миллионами казахстанцев и парламентом, Нурсултан Назарбаев оказался перед непростой дилеммой.

С одной стороны, невозможно не считаться с поистине всенародной волей, а с другой, следовало сохранить приверженность демократическим принципам и не нарушать процесс выборности главы государства.

В этой ситуации Назарбаев принял единственно верное решение пойти на внеочередные выборы, хотя это сократило срок президентских полномочий фактически на 2 года.

Надо сказать, такое мудрое и мужественное решение было весьма позитивно воспринято как в Казахстане, так и в международном сообществе.

Одним из свидетельств этому явился активный интерес к выборам со стороны многих международных организаций, которые направили более 1000 наблюдателей.

РГ: С чем пошли на выборы кандидаты в президенты Республики Казахстан? Какие идеи получили наибольшее внимание казахстанского электората?

Саудабаев: Прежде всего хотел бы отметить, что нынешняя электоральная кампания проходила на фоне значительных успехов нашей страны в социально-экономическом и общественно-политическом развитии, повышения авторитета и роли Казахстана и его лидера в мировом сообществе.

Так, за последние десять лет объем экономики вырос в 12 раз, уровень ВВП на душу населения вырос до 9 тысяч долларов США, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снижена в 4 раза, заработная плата учителей повышена в 5 раз, врачей - в 7 раз, пенсии выросли в 6 раз, повышена рождаемость на 25 процентов, по всей стране построено 45 млн кв. м жилья, 450 больниц и поликлиник, 750 новых школ.

В полном объеме исполнена предвыборная программа президента от 2005 года. Среди ее ключевых составляющих - реализация масштабной программы подъема села, в результате которой Казахстан вышел на первое место в мире по экспорту муки и занимает седьмое место по экспорту пшеницы, ускоренное развитие инфраструктуры, повышение доли малого и среднего бизнеса в ВВП, которая уже составляет не менее 30 процентов. Привлечено 122 миллиарда долларов иностранных инвестиций, несмотря на глобальный экономический кризис накоплено 63 миллиарда долларов золотовалютных резервов.

Кроме того, реализована масштабная программа демократических реформ. Расширены полномочия парламента, усилена подотчетность правительства перед депутатами, успешно проведена реформа правоохранительных органов.

В стране ведется последовательная и бескомпромиссная борьба с коррупцией.

Принят новый закон о местном самоуправлении, либерализовано законодательство о выборах, партиях, СМИ.

Успешно реализуются такие общечеловеческие ценности, как право избирать и быть избранным, создавать партии, право на свободу вероисповедания, право на свободу слова и многие другие.

В международном сообществе Казахстан сегодня по праву воспринимается как уважаемая и ответственная региональная держава.

В 2010 году Казахстан первым из государств постсоветского пространства стал председателем ОБСЕ, венцом которого стал первый за последние 11 лет саммит Организации в Астане, проведенный по инициативе главы нашего государства. Принятие на нем исторической Астанинской декларации ознаменовало начало формирования сообщества евроатлантической и евроазиатской безопасности.

Сегодня в нашей внешнеполитической повестке председательство в таких авторитетных международных структурах как ШОС, министерская конференция ОИК, что является ярким свидетельством всевозрастающей роли Казахстана и его лидера на мировой арене.

Наличие среди кандидатов в президенты представителей партий патриотов, коммунистов и зеленых наглядно продемонстрировало подлинный плюрализм мнений в казахстанском обществе и широкий спектр конкурентных идей. В то же время программы кандидатов объединяла их социальная направленность, приверженность стабильности и устойчивому развитию Казахстана.

Невостребованность в нашем обществе экстремистских, ультра-националистических и реакционных лозунгов является и показателем, и залогом поступательной реализации демократического выбора нашего государства.

Вместе с тем, очевидно, что избирателям Казахстана лучше всего известна и понятна программа действующего президента Назарбаева, который пошел на эти выборы, имея за плечами такое великое достояние как независимый Казахстан - экономически сильное, демократически развитое государство, вносящее сегодня достойный вклад в обеспечение глобальной и региональной безопасности.

Многими прорывными инициативами казахстанского лидера, которые хорошо известны на международном уровне, по праву гордится весь народ Казахстана. Это добровольный отказ от четвертого в мире ракетно-ядерного потенциала, решение о закрытии Семипалатинского полигона, формирование надежной системы азиатской безопасности, которое является целью и содержанием СВМДА, эффективное председательство в ОБСЕ и проведение Астанинского саммита.

А создание практически в голой степи новой столицы независимого Казахстана - это поистине человеческий и политический подвиг Нурсултана Назарбаева.

Астана на многие годы стала катализатором устойчивого экономического роста страны. Сегодня казахстанцы и многочисленные гости Астаны искренне восхищаются нашей столицей, устремленной в будущее.

Таких прорывных проектов в недолгой истории независимого Казахстана немало. И все они реализуются на благо нашего народа, для укрепления и развития нашего государства.

Для казахстанских избирателей особенно важно то обстоятельство, что глава нашего государства уже представил Стратегический план развития нашей страны до 2020 года, который отвечает интересам и чаяниям нашего народа, является залогом его уверенности в завтрашнем дне.

Богатый политический и жизненный опыт, яркая харизма, стратегическая дальновидность лидера-созидателя, редкая внутренняя сила и принципиальность нашего президента снискали ему искреннее уважение и устойчивое доверие миллионов казахстанцев.

Впечатляющие итоги прошедших выборов, на которые пришли 89,99 процента избирателей, из которых 95,55 процента проголосовали за своего признанного испытанного лидера, убедительно продемонстрировали, что народ Казахстана неразрывно связывает с его выдающейся созидательной деятельностью свое благополучие сегодня и в будущем.

Это очевидный индикатор подлинно всенародной поддержки стратегии президента по дальнейшей социально-экономической и общественно-политической модернизации страны, направленной на улучшение качества жизни казахстанцев, поступательного демократического развития нашего общества, повышения международного авторитета страны.

РГ: Имели ли происходящие в ряде стран Северной Африки и Ближнего Востока народные волнения и революции какое-либо влияние на электоральную кампанию в Казахстане?

Саудабаев: К сожалению, развитие политических процессов в Казахстане происходит на фоне перманентных всплесков нестабильности, как в соседних государствах, так и других регионах.

Процессы, происходящие в странах Северной Африки, два политических кризиса за последние пять лет в Кыргызстане еще раз убедительно подтвердили историческую аксиому о том, что без повышения благосостояния народа, обеспечения безопасности, межэтнического и межконфессионального согласия подобные катаклизмы неизбежны. Все это стало для казахстанцев еще одним твердым аргументом для поддержки курса главы нашего государства на укрепление стабильности и повышение социальной защищенности народа.

Всем нам еще предстоит проанализировать глубинные причины дестабилизации ситуации в ряде стран арабского мира и сделать соответствующие выводы. Однако уже сейчас очевидно, что эти события дали ясный сигнал правящим элитам во всех государствах о необходимости руководствоваться насущными интересами своих народов, доверивших им свою судьбу.

К счастью для Казахстана, президент Назарбаев всегда был с народом и делал все для народа. Это действительно лидер-созидатель, особенностью которого являются редкое стратегическое предвидение и умение действовать на опережение.

Напомню, что когда Казахстан начал получать существенные дивиденды от развития нефтегазового сектора, именно Назарбаев настоял на создании Национального фонда, где аккумулируются средства, образно говоря, на "черный день". И эти сбережения позволяли нам даже в трудные кризисные времена поддерживать достаточный уровень благосостояния населения, вовремя выплачивать пенсии и пособия.

Одна из притч библейского царя Соломона гласит: "Если слаб ты во времена беды, значит, ты действительно слаб".

Сегодня, когда из-за последствий мирового экономического кризиса фактически глобальной тенденцией даже в самых развитых государствах стало снижение заработной платы, социальных расходов, пенсионных выплат и сокращение рабочих мест, Казахстан из года в год увеличивает заработную плату, все виды пенсионных выплат и создает новые рабочие места. И это признак мощи государства, результат ответственности его лидера перед народом.

Выдающаяся победа Н.Назарбаева на прошедших выборах еще раз убедительно продемонстрировала высокое доверие казахстанцев своему признанному лидеру, который все годы независимости делал и делает максимум возможного для улучшения жизни народа и развития своей страны.

Хотел бы отметить, что когда, к сожалению, в некоторых странах мира электоральные процессы разъединяют людей, Казахстан показал ярчайший пример, когда выборы президента страны еще больше объединили народ вокруг лидера нации. И именно в этом, в уникальной способности сплачивать свой народ во имя масштабных задач и заключается феномен Нурсултана Назарбаева.

Нет сомнений в том, что и новый срок президентских полномочий Назарбаев посвятит дальнейшему уверенному и поступательному движению Казахстана по пути мира и согласия, благополучия и процветания, укрепления наших позиций на международной арене.

РГ: Каковы основные оценки миссий международных наблюдателей?

Саудабаев: Отмечу, что мониторинг президентских выборов в Казахстане проводили не только более 1000 международных наблюдателей, но и десятки казахстанских общественных объединений и представители оппозиционных партий, охвативших большую часть избирательных участков страны.

Мы создали фактически идеальные условия для работы наблюдателей за выборами, для которых, по их же словам, "не существовало закрытых дверей", что лишний раз подчеркивает открытость избирательного процесса.

По оценкам международных наблюдателей, выборы прошли в свободной и транспарентной атмосфере, продемонстрировав значительный прогресс в демократическом развитии Казахстана. Власти и общество проявили политическую волю и ответственность для проведения выборов в соответствии с международными стандартами.

Итоги выборов президента Казахстана в полной мере отразили волю казахстанских избирателей, продемонстрировали единство лидера и народа республики.

Вместе с тем мы с благодарностью принимаем конструктивные пожелания международных наблюдателей по необходимости дальнейшего совершенствования подготовки и проведения электоральных процессов в Казахстане.

Именно в этом контексте Назарбаев объявил о продолжении политической либерализации общества, укреплении верховенства закона и свободной судебной системы, создании реальной многопартийности. Особое внимание будет уделено обеспечению свободы средств массовой информации.

Итоги президентских выборов и выдающаяся победа на них Назарбаева были весьма позитивно восприняты международным сообществом. В многочисленных поздравлениях, полученных в эти дни президентом, лидеры ведущих государств мира выражают готовность к дальнейшему сотрудничеству с Назарбаевым, в котором они видят надежного и предсказуемого партнера, вносящего всевозрастающий вклад в укрепление безопасности и развитие сотрудничества в мире.

РГ: Что означает переизбрание Назарбаева для будущего казахстанско-российского стратегического партнерства?

Саудабаев: Казахстан под руководством президента Назарбаева - наиболее последовательный и надежный союзник России, а наши народы связаны крепкими узами подлинной дружбы и братства.

И это бесценное достояние мы должны беречь, укреплять и передать будущим поколениям. В этом контексте хочу справедливости ради сказать об особой роли Назарбаева, благодаря воле, мудрости и мужеству которого во многом удалось предотвратить возможные тяжелейшие последствия коллапса огромного Советского Союза и оформить цивилизованный развод бывших советских республик.

Истории еще предстоит по достоинству оценить весь масштаб и ценность Алматинской декларации, принятой по инициативе и при лидерстве Назарбаева 21 декабря 1991 года, которая стала основой создания Содружества Независимых Государств.

Отношения Казахстана и России являют собой яркий образец равноправных, уважительных и взаимовыгодных отношений подлинных партнеров и союзников.

Сегодня наши государства и народы связаны тысячами прочных уз. И основой такого крепкого, проверенного временем партнерства являются искренние, доверительные и всегда взаимоуважительные отношения Назарбаева с руководителями российского государства.

Все эти годы между нашими странами никогда не было неразрешимых проблем - ни экономических, ни политических. Все вопросы - а они время от времени возникают, поскольку мы соседние государства - всегда находили решение переговорным путем, через разумный компромисс, учет и уважение взаимных интересов. И это уже стало отличительной чертой нашего партнерства, своеобразным эталоном межгосударственных отношений на просторах бывшего Советского Союза.

Следуя философии "созидательного лидерства", именно такое прагматичное и конструктивное взаимодействие наших стран мы сделали локомотивом интеграционных процессов в СНГ.

Добрые отношения между нашими странами точно и образно охарактеризовал президент России Д.А. Медведев: "Казахстан и Россия поддерживают друг друга так, как это делают только братья". Лучше не скажешь, и это действительно так.

Поэтому могу с уверенностью заявить, что последующие годы президентства Назарбаева будут годами дальнейшего укрепления и развития всего комплекса казахстанско-российских отношений.

Новый мощный импульс получат наши совместные стратегические проекты в таких сферах как энергетика, освоение космоса, транспортные коммуникации, развитие инфраструктуры. Все эти процессы охватят, безусловно, и приграничное сотрудничество. Отмечу еще, что многие двусторонние по своей форме проекты имеют международное значение в таких актуальных для человечества вопросах, как ядерное нераспространение, энергетическая и продовольственная безопасность, изменение климата.

Говоря о будущем казахстанско-российского партнерства, хотел бы особо подчеркнуть модернизационный посыл стратегической программы индустриально-инновационного развития Казахстана, который фактически стал рефреном предвыборной платформы Назарбаева.

Он весьма важен не только для перспектив нашей страны, но и для нашего ближайшего соседа - России, которая также ставит перед собой стратегическую задачу общенациональной модернизации и обновления всех сфер общества. Если внимательно изучить планы наших правительств, то мы увидим, что оба государства массированно инвестируют в инфраструктуру, инновации и наукоемкие производства, которые и станут двигателями дальнейшего роста.

Такая синергия двух союзнических государств, в частности, в рамках созданного Таможенного союза, будет максимально способствовать их взаимному усилению. Именно так, дополняя и развивая взаимные инициативы, Казахстан и Россия смогут надежно обеспечить свои позиции в современном мире. И президент Назарбаев - лучший тому гарант с казахстанской стороны.

Безусловно, еще более активно и плодотворно будет развиваться культурно-гуманитарное сотрудничество наших государств.

РГ: Каковы ожидания народа Казахстана в поствыборный период? Чего они ждут от вновь избранного главы государства?

Саудабаев: Ожидания многонационального народа Казахстана такие же, как и у граждан других государств. Это - сохранение мира, согласия и стабильности в нашем общем доме, дальнейшее улучшение качества жизни людей, их уверенность в завтрашнем дне. Так же как и в других цивилизованных государствах, мы хотим жить в демократическом, безопасном и процветающем обществе, свободном от насилия, коррупции, преступности.

Именно на исполнение этих общечеловеческих надежд была нацелена предвыборная программа действующего президента Казахстана Назарбаева.

Казахстанцы твердо верят, что их признанный и надежный лидер Назарбаев сполна использует полученный по итогам выборов мандат всенародного доверия для дальнейшего повышения уровня жизни народа, обеспечения безопасности и стабильности страны, поступательного социально-экономического и общественно-политического развития страны.

Особо подчеркну, что президент Назарбаев находится в замечательной физической и интеллектуальной форме.

Как человек, многие годы работающий под его началом, не устаю удивляться его редкой работоспособности и поражаться его неустанному стремлению учиться, самосовершенствоваться. Это действительно лидер-созидатель, устремленный в будущее, который еще многие годы будет уверенно вести Казахстан по пути мира и согласия, благополучия и процветания.