На повышение зарплаты учителей будет дополнительно выделено 95 млрд рублей

По поручению Владимира Путина готовится программа модернизации школьного образования.

Предстоит решить две большие задачи - поднять качество обучения и более эффективно тратить средства в сфере образования. При этом зарплата школьных учителей должна вырасти не менее чем на 30%. На эти цели будет дополнительно выделено 85-95 млрд рублей.

"В Москве этот уровень уже достигнут, но в некоторых регионах разрыв очень большой", - подчеркнул премьер. В столице даже начинающий учитель, который работает на одну ставку, может рассчитывать на 25 тысяч рублей. А педагог со стажем - на 35-40 тысяч.

Какой зарплата была и станет

По словам Владимира Путина, два года назад педагоги получали в среднем около 13 тысяч рублей, а зарплаты в экономике в среднем составляли 18 тысяч. Сейчас в экономике средняя зарплата 21 тысяча, к концу года будет 23 тысячи, а в будущем году - 26,5 тысячи. А учительская зарплата практически не растет: сегодня еле дотягивает до 14 тысяч.

Для исправления ситуации премьер предложил такую схему. По данным за 2009 год, регионы тратят на образование около 620 млрд рублей. Основная часть из них - 560 млрд - идет на зарплаты, а 60 млрд - на капремонт и оборудование.

- Мы могли бы помочь регионам в части приведения в порядок этих учреждений, а те средства, которые у них будут высвобождаться, они должны направить на повышение зарплат учителям, - считает Путин.

По его словам, если федеральный бюджет даст эти 60 млрд, то регионы добавят свою часть, и получится примерно 85-95 млрд. Программа может быть рассчитана на 2 года. Ее цель - довести среднюю зарплату учителя до среднего заработка в регионе.

Еще один из реальных рычагов повышения окладов - переход на новые системы оплаты труда, который успешно опробован во многих регионах. Суть новой методики расчета - учет индивидуального вклада каждого педагога и уход от уравниловки по тарифной сетке (cм. "РГ" от 16.04.2009 "Учитель выбрался из сетки"). Вместо тарифного оклада предлагается базовая ставка, к которой прибавляются различные коэффициенты.

Что нужно сделать

Новые подходы требуют развития самоуправления в школьных коллективах, ведь критерии, по которым разрабатываются коэффициенты доплат, могут определять сами учителя. Если в местных бюджетах не хватит средств для перехода на новые модели оплаты труда и повышение окладов, недостающую сумму доплачивает федеральный бюджет.

Плюсы очевидны - такой подход позволяет учитывать индивидуальный труд каждого педагога и внешкольную работу, значение которой особенно возрастает с внедрением с 1 сентября 2011 года новых стандартов для начальной школы (см. "РГ" 15.03.2011 "Музыку заказывали?" и от 24.03.2011 "С мышкой в портфеле"). Там, напомним, предусмотрено 10 часов в неделю дополнительных внеклассных занятий.

Если следовать тарифной сетке, то в школах этот труд может оплачиваться лишь как работа педагогов дополнительного образования. Она, к сожалению, стоит копейки. Даже в Москве это не больше 200-300 рублей за занятие, а в регионах и того меньше. Так что педагогам при прежней бухгалтерии вести ее будет просто невыгодно.

Вдогонку за лидером

Тратить средства, выделяемые на образование, можно более эффективно, если объединять школы вокруг базовых центров - сильных и хорошо оснащенных учебных заведений. "Именно создание базовых центров с филиальной сетью улучшит возможности школьного образования", - уверен премьер Путин.

Это, кстати, спасет от закрытия многие сельские школы, которые могут стать филиалами базовых центров и пользоваться их инфраструктурой.

Возрастает важность развития дистанционного образования. Возможность обучаться у лучших педагогов получат все желающие, а не только те ученики, которые могут прийти к ним на уроки.

Создание филиалов позволит сократить управленческие издержки и позволит укрепить материально-техническую базу. Но обязательно надо подумать о том, как сделать ее доступной для пользования и предусмотреть все нюансы, вплоть до расходов на оборудование автостоянок для школьного транспорта, оплаты услуг операторов связи, ремонта техники.

компетентно

Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ-ВШЭ:

- Базовая ставка зависит от норматива - затрат на обучение одного ученика в год. Норматив определяется региональными органами власти, в частности образования и финансов. Поэтому он везде разный. Из норматива высчитывается стоимость ученико-часа. Сейчас она от 1 руб. 80 коп. до 4 руб. 50 коп. В Якутии, к примеру, 1 руб. 93 коп. Так вот, в лицее N 23 Якутска после того, как зарплаты стали рассчитывать по-новому, заработки некоторых педагогов увеличились с 6 тысяч рублей до 14. Но у кого-то зарплата поднялась не так значительно - с 12 тысяч до 15. Многое зависит от того, сколько учеников в классе. Остальное - коэффициенты и доплаты. Допустим, за высшую категорию учителю начисляют 25%, за преподавание так называемых приоритетных дисциплин - русский язык, математика, еще 10% и т. д.

Все коэффициенты разработаны, но школа может что-то изменить. В Чувашии не стали привязывать зарплату к ученико-часам. Там базовый оклад зависит от прожиточного минимума в регионе. А надбавки и стимулирующие выплаты рассчитываются по общей методике.