Война в Кот-д Ивуаре вызвала резкий рост цен на какао-бобы на мировых рынках. Все это может привести к тому, что на рынке скоро появится много фальсифицированного шоколада.
По словам аналитика УК "Финам Менеджмент" Максима Клягина, гражданская война в Кот-д Ивуаре стала дополнительным драйвером роста цен на какао-бобы и будет, видимо, оказывать давление на объем предложения на рынке. Стоимость контракта с поставкой в мае составляет уже 3,08 тыс. долл. Естественно, политический конфликт в стране, которая является крупнейшим поставщиком данного сырья, несмотря на существенные запасы, сформированные основными операторами отрасли, негативно влияет и на стоимость конечной продукции во всем мире.
Аналитик полагает, что цены на шоколад в среднесрочной перспективе будут расти достаточно высокими темпами. В январе-феврале на внутреннем российском рынке существенного ускорения темпов роста потребительских цен на шоколадную продукцию не наблюдалось. Очевидно, одним из основных сдерживающих факторов остается сравнительно невысокий уровень спроса на фоне невысокой динамики увеличения реальных располагаемых доходов. Вместе с тем стоит учитывать, что рост сырьевых цен отражается на стоимости конечной продукции с определенным лагом, так что по итогам года вполне вероятен рост на уровне около 10-15%.
Кот-д'Ивуар ежегодно экспортирует около 1 млн тонн какао-бобов, в то время как Гана, Нигерия и Камерун совместно продают порядка 700 тыс. тонн какао-бобов. Всего страны Западной Африки обеспечивают 70% мирового рынка какао. Кроме того, некоторое количество какао-бобов производят Индонезия, Малайзия, Бразилия, Мексика, Венесуэла и ряд других тропических стран.
Не все аналитики, однако, полагают, что нас ожидает "шоколадный кризис". По мнению главы Международной организации по какао Жан-Марка Анга, профицит какао составит 70 тыс. тонн, несмотря на напряженную политическую обстановку в Кот-д'Ивуаре - крупнейшем производителе этой сельхозкультуры в мире.
"В последние пять лет отмечался дефицит сырья, однако теперь мы движемся к сбалансированному рынку, - считает Анга. - Производство по сравнению с прошлым сезоном вырастет в 2011 году на 6-8%, до 3,8 млн тонн. При этом мировое потребление вырастет лишь на 2,9%, до 3,7 млн тонн".
Производство какао в Кот-д Ивуаре достигло максимума на уровне 1,45 млн тонн в 2005-2006 годах и с тех пор составляло в среднем 1,2-1,4 млн тонн. Потребление тоже остается устойчивым, говорят трейдеры и производители. Объемы переработки какао-бобов, свидетельствующие об уровне спроса на шоколад, по итогам 2009-2010 годов увеличатся на 4%, в 2010-2011 годах ожидается повышение еще на 3-4%.
Россия импортирует около 60 тыс. тонн какао-бобов ежегодно. На протяжении нескольких лет импорт в Россию какао-бобов в натуральном выражении постоянно сокращался, так, в 2008 г. в РФ было ввезено на 10,2% меньше продукции, а по итогам 2009 г. импорт упал на 15,4%, до 50,83 тонн.
На кондитерских фабриках из бобов делают какао-продукты, на основе которых изготавливают шоколад. Горький шоколад содержит более 55% какао-продуктов. Его делают из тертого какао, сахарной пудры и масла какао. Изменяя соотношение между сахарной пудрой и тертым какао, можно изменять вкусовые особенности получаемого шоколада - от горького до сладкого. Чем больше в шоколаде тертого какао, тем более горьким вкусом и более ярким ароматом обладает шоколад. Классический шоколад содержит от 35 до 60% какао-продуктов. Учитывая, что в общей стоимости плитки шоколада на продукты какао приходится 40-50%, роста розничных цен будет не избежать.
По словам директора по продажам кондитерской фабрики "Астория" Сергея Ивлева, шоколадные изделия дорожают постоянно. Так, за последние три года цена коробки конфет выросла на 30-40%, и это привело к снижению продаж. Не помог шоколатье и экономический кризис, хотя некоторые психологи предсказывали, что в трудные времена люди станут "заедать" шоколадом кризис.
Впрочем, любители сладкого не намерены отказываться от своего любимого продукта. Они готовы платить больше, но только чтобы шоколад был настоящий, а не суррогатный. А вот тут как раз и не все благополучно.
Десять плиток шоколада, в названии которых присутствовало слово "горький", было отобрано из огромного ассортимента, представленного на столичном рынке (всего 228 наименований продукта), и передано в испытательный центр Главного экспертно-аналитического центра "СОЭКС" АНО "Союзэкспертиза" ТПП РФ. Образцы прошли исследование по органолептическим и физико-химическим показателям на соответствие требованиям нормативной документации.
Выяснилось, что далеко не все производители могут называть свой продукт "горьким шоколадом", как это заявлено на этикетках. Три образца из десяти не соответствовали требованиям, предъявляемым к этому продукту. Чтобы добиться удешевления продукта, изготовители применяли эквиваленты масла какао, о которых даже не упоминалось на этикетке.
Между тем качество шоколада зависит не только от качества сырья (места происхождения какао-бобов, их сорта, технологии выращивания и обработки), но и от технологии непосредственно его производства. Но главным показателем "горькости" шоколада является как раз процентное содержание в нем какао-продуктов (какао тертое и масло какао).
По мнению руководителя отдела инструментальных методов анализа АНО "Союзэкспертиза" ТПП РФ Марины Цирениной, цены на горький шоколад в России зачастую завышены на 40%. Можно сказать, что производители обкрадывают покупателей, выдавая более дешевый продукт за его дорогой и качественный аналог.
- У рынка шоколада перспективы далеко не радужные, - считает генеральный директор Российской ассоциации производителей чая и кофе Рамаз Чантурия, - тенденция подорожания наблюдается для всех биржевых товаров. Какао, кофе, сахар - все увеличится в цене. И где можно найти им заменитель, он будет найден. А пальмовое и кокосовое масла схожи с маслом какао и по физико-химическим, и по технологическим свойствам. Но установить действительное содержание их в плитке шоколада может только лаборатория. Но потребитель не всегда готов обращаться за помощью к защитникам своих прав.
Российские сладкоежки избалованы хорошим шоколадом, фальсификат, по мнению экспертов, может привести к тому, что многие любители этого продукта просто перестанут его покупать. Потребители уже отказываются от плиток и конфет потому, что они стали невкусными.
По данным Euromonitor International, в 2009 г. уровень потребления шоколадных изделий в РФ достиг 5 кг на человека, тогда как в Великобритании потребляется 12 кг шоколада на душу населения, в Швейцарии и Ирландии - около 10 кг. Что касается спроса на отдельные виды шоколадной продукции, то наибольшей популярностью у потребителей пользуются фасованные конфеты. На долю этого сегмента приходится 34,3% рынка. Далее следуют шоколадные плитки и конфеты в наборах - 25,1% и 24,2% соответственно.