Наконец-то, клипмейкерам официально нашлось место в кино…
В прокат, 14 апреля выходит фильм по культовому роману Виктора Пелевина "Generation П" (для тех, кому непонятно иностранное слово, в переводе с английского оно означает "поколение"). 13 апреля состоялась его премьера, а два дня перед ней шли спецпоказы.
Перед тем, как отправиться на первый из них, я перечитала книгу Пелевина. Не надо было этого делать! Прочтение книги не позволило провести четкую границу между произведением и его экранизацией. Абстрагироваться не удалось. Кроме того, появилась практически невыполнимая задача - написать о фильме, не используя ненормативную лексику, которой и в нем, и в книге - в избытке. Но - попробуем…
Книга Пелевина вновь заставила испытать то ощущение "захватывания духа", которое знакомо тем, кто любит этого автора. Как он осмыслил эпоху, ее идолов и богов, сколько вещей предвидел! Место и роль рекламы в экономике страны - через главного героя - Вавилена Татарского, превратившегося из студента Литинститута в творца-"криэйтора" рекламных роликов, способы ведения пиаркампаний, технологии ЗД и "захвата эмоций". А человек по фамилии Пугин, дающий первый заказ на рекламу "Парламента"? А Вовчик Малой с поисками национальной русской идеи? А исламский фактор? А страсть к деньгам - золото Богини Иштар? Кроме того, "Generation П" - именно та книга, которая заставляет принять или нет все последующее творчество Пелевина (потому что "Чапаев и Пустота" - это другое, раннее). И понять, насколько оно отличается от попыток говорить об эпохе в произведениях вроде минаевского "ДухLess" - практически о том же, но явно не в пользу последнего.
Особый священный трепет книга вызывает у тех, кто работает в медиа-отрасли, имеет отношение к СМИ, рекламе и пиару. Поэтому кто-кто, а уж журналисты точно объективно к ней относиться не могут.
Книга Пелевина в сегодняшней России осталась очень актуальной. Наверное, к сожалению. А что фильм?
Фильм, который по сегодняшним меркам делался очень долго - называются сроки от пяти до семи лет - выходит в прокат в странное для него время. В России иногда наступают периоды, когда из своей истории мы начинаем делать фетиш - сейчас это происходит с 90-ми. И эту тенденцию лишь подчеркнул фильм "ПираМММида" о Сергее Мавроди, что вышел в прокат чуть ранее, чем "Generation П". В нем - попытка осмыслить в кино 90-е дана с точки зрения тех, кто делает деньги через деньги, в "Generation П" - тех, кто делает деньги через рекламу. Но если в "ПираМММиде" продюсер Сергей Ливнев для отражения эпохи находит свой ход-поворот - отвечает на вопрос, как могла бы развиваться Россия, пойди она по другому пути, то здесь за авторов картины все делает Пелевин, а их задача перенести это на экран, не "расплескав" при этом авторскую неповторимость. Справились ли с ней?
Вопрос, которым задаешься сразу после фильма - как это такую замечательную тему рекламы и клипов, как выражения идей поколения, пропустила целая генерация российских режиссеров, которые вышли из клипмейкеров - Бондарчук, Бекмамбетов и им подобные. Почему они не взялись за такую благодатную жилу? У меня есть версия ответа: перейдя в большое кино, эти режиссеры захотели, чтобы их перестали воспринимать, как клипмейкеров. А живущий в Америке режиссер Виктор Гинзбург, который тоже много занимался рекламой и "Generation П" - это его первый игровой фильм (были еще документальные), наоборот сделал на это ставку.
И режиссура "русского американца" оказалось картине на пользу. Потому что стоит только представить, как мог ее снять современный российский режиссер, тот же Бекмамбетов, насытив продакт-плэйсментом (реклама товаров и услуг) и вставив между роликами по сценарию Пелевина нечто из реальной жизни эпохи 90-х. "Всемирная история. Банк империал", например. Он бы еще пригласил в этот фильм кого-либо из голливудских звезд для успешного мирового проката. Бекмамбетов сделал бы фильм за другие сроки и за гораздо большие деньги, и собрал бы в прокате "кассу" покрупнее.
Режиссер Виктор Гинзбург честно признается, что продакт-плэйсмент для него значения не имел (думается это сыграло немалую роль в том, что некоторые зрители после просмотра "Generation П" говорили о том, что у них вернулась вера в отечественный кинематограф). А что касается работы с брендами, то тут важность для Гинзбурга, по его словам, была не в том, сколько заплатят, а в возможности похулиганить. Видимо, поэтому работа над картиной и шла так долго. В любом случае сегодня реклама в фильме и книге "Generation П" может стать темой курсовой или дипломной работы для студента, изучающего соответствующие дисциплины. Почему старая этикетка пива "Tuborg”, отчего выписанный в книге "NesСafe Gold" заменили на "Тик-так” и так далее. По поводу приглашения в фильм "Generation П" звезд голливудских, Гинзбург, живущий ныне в Лос-Анджелесе, сказал обозревателю "РГ", что первоначально у него была такая идея, он даже хотел сделать Азадовского экспатом (иностранец, живущий и работающий в России - Прим. С.А.), но потом он решил все же не портить - дословно - "чистоту рассказа". Так что из тех актеров, кто живет и работает за океаном, в фильме занят лишь Олег Тактаров в роли Вовчика Малого.
Беда, однако, в том, что реклама в нашей стране сегодня воспринимается по-другому. И задачи ее снова иные. Скажем, слоган пелевинского героя Вавилена Татарского, придуманный к сигаретам "Парламент" - "И дым отечества нам сладок и приятен", в связи с лесными пожарами прошлого лета в нынешней России уже трактуют по-другому. Кто не верит, сходите в театр Школа Современной Пьесы и посмотрите спектакль по грибоедовскому "Горю от Ума" - что творится с залом в эту минуту.
У авторов картины для того, чтобы сделать успешную работу, было два выхода - либо переносить на экран текст "культовой книги", не отступая от него в ключевых эпизодах ни на йоту, либо на языке кино передать пелевинскую мистификацию. Ни того и ни другого не случилось.
По поводу переноса - режиссер Виктор Гинзбург признался, что приступил к работе над фильмом, не имея законченного варианта сценария. И это чувствуется. Даже теми, кто Пелевина не читал… Я говорила с некоторыми из таких зрителей, и они признались, что многое непонятно, хотя один человек при этом сказал так: "ничего не понял, но очень понравилось".
А кто помнит текст книги, чувствует, что его обокрали. Авторы тонут в материале, и это заставляет их обрывать фразы и сцены, порой без чувства вкуса и меры. И фильм при этом теряет свою целостность.
Скажем, в первом же эпизоде с Азадовским оборванная пелевинская фраза заставляет "протрезветь" от восторга, вызванного тем, что этого персонажа играет Михаил Ефремов (хотели взять на эту роль Федора Бондарчука, но, к счастью, не сложилось). О том, что нет реакции хомячка Ростроповича на то, что его наградили орденом, молчу, хотя она многое проясняет. Но убрать вопрос, который мучил Татарского всю встречу, и который он, наконец-то решился задать - не Азадовского ли он видел в рекламном клипе, и это при сегодняшнем появлении актера Михаила Ефремова везде - это значит не почувствовать эпизод. А он мог вызвать в зале экстаз. Зал же впал в экстаз только один раз - когда Тактаров-Малой рассуждал о русской идее. К слову, читая книгу, испытываешь такое состояние на каждом шагу.
Теперь - о мистике и эзотерике. Ощущение того, что это - действительно Пелевин возникло у меня при просмотре фильма два раза. Первый - когда появился Шнур (Сергей Шнуров играет одноклассника татарского - Андрея Гиреева), и на его свитере забегали олени. И второй - когда в кадр вошел бывший главред "Коммерсанта" Андрей Васильев.
Что поможет картине "Generation П" не стать однодневкой, что спасает ее - это удачно проведенный кастинг. Отличные актеры - все продукты времени 90-х, все на своих местах. Епифанцев играющий главную роль - Татарского, вмиг заставит забыть обо всех плохих сериалах, в которых он снимался. Шнур - незаменимый Гиреев. Гинзбург сказал, что если бы в Лос-Анджелесе он искал актера с таким наркотическим блеском в глазах, то образовалась бы очередь из кого выбирать, а в России с этим было сложнее. Кстати, на роль Гиреева, помимо Шнура, пробовался Иван Охлобыстин. В итоге Охлобыстин сыграл славянофила Малюту и лучшего трудно себе представить. Какая удача, что успели зафиксировать Романа Трахтенберга в роли Саши Бло. Александру Гордону для роли Ханина даже не нужно было особо перевоплощаться (здесь - смайлик). На вопрос обозревателя "РГ" - не заставила ли роль в этом фильме пересмотреть работу на телевидении, Гордон лишь улыбнулся: "А вы думаете, я всего этого не знал?" Единственная претензия с актерской точки зрения - это Андрей Фомин. Его Морковин слишком театрален. Нельзя с такой пафосностью и мхатовскими интонациями произносить пелевинский текст, который говорит сам за себя. Например, ставшую уже классической фразу о том, что ничто так не выдает человека из низших классов общества, как умение разбираться в дорогих марках. Между тем, на эту же роль пробовали Валерия Николаева. Думается, что у него получилось бы лучше.
Самый главный вопрос - понятна ли будет эта картина даже не тем, кто не читал Пелевина, а просто новому поколению? Если думать про клиповое мышление нынешней киноаудитории, то да. Но во всем остальном - думаю, что вряд ли. Хотя Иван Засурский - ассоциативный продюсер картины (в самом названии этой должности есть что-то пелевинское) считает иначе.
- Я надеюсь, что нам удастся оторвать молодое поколение от Интернета. Это фильм - наш ответ "Матрице", - сказал он.
Задача Засурского, как продюсера по новым медиа - так по-другому называется его должность - продвижение картины в Интернете. На первом этапе она удалась - трейлер фильма, запущенный за полтора месяца до проката, всего за несколько дней собрал несколько сотен тысяч просмотров на Youtube, Facebook и Вконтакте, и был бурно обсуждаем, что лишний раз подчеркивает как эту картину ждали. Скорее всего, и дальше, жители Сети будут "гудеть", и, наверняка, у Ивана Засурского в голове еще множество технологий как сделать, чтобы так и было. Ведь он сам блестяще осмысли время 90-х в той же сфере в своих книгах "Масс-медиа второй республики" и "Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы", которые для специалистов-медийщиков являются чем-то вроде пелевинских произведений для литературоведов. Однако, кто эти люди, которые так "респектируют" фильм в сети: поколение П или последующее поколение NET? А ведь именно последнее - сегодняшние подростки - и есть основная аудитория кинотеатров. Пойдут ли они в кино, чтобы смотреть этот фильм? Оторвутся ли от Интернета? И есть ощущение, что для них фильм "Generation П" событием не станет.
Кстати
На все претензии обозревателя "РГ" по поводу сценария режиссер картины Виктор Гинзбург сказал так:
- На самом деле те сцены, которые вам показались оборванными, сняты полностью. И в какой-то момент, я думаю, вы увидите их. Они просто не смогут скрываться очень долго. Вы увидите их или в Интернете, или в телевизионной версии, или на DVD… Пока не знаю. Я сам переживаю, что пришлось их сократить, но того требовала динамика фильма.
Между тем
Авторы подчеркивают, что в прокате картина будет идти одновременно с "Цитаделью" - третьей заключительной частью трилогии Никиты Михалкова "Утомленные солнцем", и пытаются просчитать возможный отток аудитории.
Лучше бы они обратили внимание на то, что их картина пересекается в прокате с фильмом Юрия Кары "Мастер и Маргарита". И в обоих случаях - результат один. Пелевин, как и Булгаков, экранизации - не поддается. Точка.