Авиакомпаниям могут обнулить НДС на внутренние рейсы

Минэкономразвития предлагает меры, которые помогут снизить цены на авиабилеты внутри страны. Речь идет не только о расширении субсидий по перелетам на Дальний Восток и развитии конкуренци, но и об отмене налога на добавленную стоимость на внутренние перевозки.

Предложения содержатся в докладе об обоснованности стоимости авиасообщения между регионами Дальнего Востока и европейской частью России. Вчера он был опубликован на сайте министерства.

Правда, спрогнозировать, как именно обнуление НДС скажется на ценах на авиабилеты, сложно, признает директор департамента развития конкуренции минэкономразвития Александр Пироженко. Но, по его мнению, возможно снижение тарифов на 3-5 процентов. Привлекательность российского рынка авиаперевозок увеличится, что приведет к расширению конкуренции и, соответственно, снижению цен на авиабилеты в среднесрочной перспективе, надеется чиновник.

Доклад, по его словам, уже направлен в правительство. Минтранс с предложениями знаком и поддерживает их, сообщает представитель этого ведомства. Не известно, впрочем, как на новацию отреагирует минфин. Обнуление НДС будет стоить бюджету 30,2 миллиарда рублей в ценах 2010 года. Но стоимость авиаперевозок на внутренних рейсах снизится на 7,6 процента, их объем вырастет не менее чем 10 процентов. Правда, как признают в министерстве, "механизм применения нулевой ставки налога не предусматривает обязательства компаний снижать стоимость авиабилетов для пассажиров". Чтобы стимулировать компании к снижению цен, министерство делает ставку на конкуренцию.

В первую очередь речь идет о Дальнем Востоке. Сейчас доля маршрутов, которые обслуживаются там единственным перевозчиком составляет более 70 процентов. Для заманивания в регион перевозчиков предлагается сформировать на базе одного из аэропортов хаба, который будет работать по специальной системе. А также увеличить субсидии на авиаперевозки между дальневосточными регионами. Срок действия льгот для пассажиров и количество граждан, которые имеют на них право, могут стать больше. В список субсидируемых предлагается включить новые маршруты. Субсидирование - это эффективная, некоррупционная мера, такие вещи распространены в ряде стран мира, аргументирует Пироженко. Еще одно предложение - снять ограничения для входа компаний международные рейсы, которые являются прибыльными. Именно за счет них компании могут компенсировать затраты по убыточным внутренним перевозкам. Но сейчас этим преимуществом пользуются только так называемые назначенные перевозчики. Их определяют на основе двусторонних соглашений с другими странами. Минтранс уже ведет переговоры со странами СНГ о модернизации таких соглашений и допуску к авиаперевозкам большего числа компаний.