"Дубль дв@": 18 апреля начинаются показы кинофестиваля "РГ"

Сами того не заметив, мы вступили в новую эру отношений с кино, театром, живописью, литературой. Кинофестиваль в интернете, который начинает сегодня "Российская газета", - попытка разведать преимущества и особенности новой культурной ситуации.

Оставим пока в стороне набирающие популярность ридеры - целые электронные библиотеки у нас в кармане. И виртуальные экскурсии в мировые музеи, доступные в интернете. И первые попытки театров показывать спектакли в Сети. Займемся кино, которое всегда было искусством "соборным", рассчитанным на дыхание огромных залов, а теперь все более превращается в целую систему отдельных, почти не связанных между собой аудиовизуальных искусств.

Большие кинозалы сейчас крутят зрелища - фэнтези или компьютерную 3D-анимацию, возвращая кино к его аттракционным истокам. Кино психологическое, кино как высокое искусство, к которому нас приучали гении "золотого кинематографического века", из массовых кинотеатров почти исчезло. Но его продолжают снимать, его по-прежнему ждет способный думать зритель. Просто их разлучила очередная технологическая революция: кинотеатр как традиционная территория киноискусства переоборудован под новые суперэффектные зрелища, ему уже не нужны не только Чехов с Достоевским, но и романтическая комедия, и социальная антиутопия, и психологическая драма, - любой жанр, где нет внешней динамики, полицейских погонь и звездных войн.

Но кино ищет новых контактов со зрителем, пробивает пути к широкой публике, используя, в частности, тот же компьютер. Оно уже вполне готово перейти в интернет - самый массовый из кинотеатров. Этот процесс долго сдерживали технические возможности Сети: низкие скорости, плохие мониторы, неудовлетворительное качество изображения и звука. Но и эта проблема быстро решается: новые мониторы спорят с киноэкранами, получает все большее распространение "быстрый интернет", что круто меняет все наши отношения не только с кино, но и с радио, и с ТВ. Мы уже не слушаем и не смотрим прямой эфир с рекламой - ищем в Сети записи того, что хотим, и тогда, когда нам удобно. И фильмы теперь ищем прежде всего в Сети.

Эти новые особенности нашего общения с искусствами мы попытались учесть, задумывая наш первый кинофестиваль в Интернете. Мы назвали его "Дубль дв@", чтобы не только подчеркнуть его "сетевое" происхождение, но и определить тему: хотим дать вторую премьеру фильмам, незаслуженно оказавшимся в тени коммерческих блокбастеров и не получившим достойного проката.

Как и постсоветская Россия, ее кино отмечает свое двадцатилетие. За эти годы наше кино восстало практически из пепла, выжив и в экономическом кризисе, и в тисках коммерциализации культурного пространства. Оно производит до ста фильмов в год - но в прокат выходит едва четверть, по художественным качествам далеко не лучшая. Остальное прочно залегает на новой "полке", по количеству похороненных на ней фильмов далеко обогнавшей многократно заклейменную "полку" советской цензуры. Серьезное кино столкнулось с куда более жесткой цензурой коммерческого расчета.

Именно эта новая "полка" привлекла наше внимание. Лежащие там фильмы никто не запрещал - их просто не показывают. Какие-то из них выпускались тиражом в пять-десять копий и потому не пересекли границы Москвы и еще пары-тройки крупнейших городов. Какие-то прошли на маргинальных, для большинства недоступных каналах ТВ. Какие-то есть на торрентах (там есть, как известно, все), но процесс поиска жемчужных зерен в этой куче задолго до интернета описал в своей басне Крылов. Наша задача - привлечь внимание к лучшим картинам двух десятилетий. Дать возможность их увидеть не только членам столичного киноклуба, но и жителям отдаленных городов и сел России. Каждому на планете, кому доступен интернет и кто по-прежнему тянется к искусству кино.

Для первого опыта мы отобрали девять фильмов разных жанров, созданных и мэтрами отечественного кино и талантливыми дебютантами. Их объединяет высокое, на наш взгляд, художественное качество и потенциальная ориентация на широкого зрителя. Не последнюю роль в отборе сыграло согласие продюсеров предоставить картины для интернет-фестиваля, и мы благодарны им за участие в нашем первом опыте. Готовность сотрудничать изъявили теперь многие, и это позволяет надеяться, что в случае успеха фестиваль может стать традиционным.

Конечно, это чистый эксперимент, и никто пока не знает, чем он кончится. Любой результат интересен, любой даст ценную информацию об активности или пассивности потенциальной аудитории серьезного кино, и о том, в какой степени безграничный и безбрежный Интернет для него приспособлен, какие возможности для него открывает. Уверены, эти вопросы волнуют и его зрителей.

С сегодняшнего дня в течение десяти суток на сайте "Российской газеты" функционирует специальная фестивальная секция "Дубль дв@". Ежедневно в ней будет выкладываться новый конкурсный фильм, каждый доступен в течение 48 часов любому пользователю Всемирной Сети для бесплатного просмотра: кликните Play - и ваш персональный киносеанс начнется. Таким образом, начиная со второго дня, на сайте параллельно два фильма: вчерашний и сегодняшний - мы думаем, что так вам будет легче спланировать свое время.

Предусмотрена и обратная связь со зрителями: фестивальный форум пока пуст, и он ждет ваших отзывов о просмотренных фильмах, коротких рецензий и рейтинговых оценок. Эти материалы будут публиковаться на сайте, авторы лучших зрительских рецензий получат ценные призы: среди них HD-видеокамера, видеоплейер BlueRay и внешний жесткий диск - идеальное хранилище для ваших домашних фильмотек.

Мы просим вас принять участие в оценке просмотренных фильмов по 10-балльной системе. Это позволит определить фильм, который будет увенчан главным призом фестиваля "Дубль дв@" - самым дорогим для любого автора Призом зрительских симпатий.

Конкурсную программу открывает новый фильм Сергея Соловьева "Одноклассники" (18-19 апреля). Затем вы увидите комедию Яны Поляруш "Видримасгор" (19-20), лирико-драматическую фантазию Карена Шахназарова "День полнолуния" (20-21), сатирическую трагикомедию Юрия Мамина "Не думай про белых обезьян" (21-22), "дорожное кино" Андрея Прошкина "Спартак и Калашников" (22-23), драму Федора Попова "Кавказская рулетка" (23-24), антиутопию Аркадия Яхниса "Ужас, который всегда с тобой" (24-25), драму Владимира Фокина "Дом для богатых" (25-26) и, в качестве бонуса, впервые будет показан широкой публике короткометражный фильм Владимира Фокина по Чехову "Смерть чиновника" (26-27).