Отсутствие турникетов в метро или кондукторов в трамваях в Финляндии может показаться раем для любителей бесплатного проезда.
Однако встреча с контролерами грозит им серьезными неприятностями. Ускользнуть от группы проверяющих - а это обычно 3-4 мужчины крупного телосложения - будет очень неприятной задачей, если у пассажира не окажется проездного документа. Контролерам не составит никакого труда задержать безбилетника и при необходимости доставить в полицию. Оказывать сопротивление бессмысленно. Проще предъявить удостоверение личности и согласиться на штраф, который сейчас во всех видах общественного транспорта составляет 80 евро. К этой сумме добавляется еще и стоимость разового билета. Контролер не будет требовать с нарушителя мгновенной выплаты денег, он выпишет квитанцию, которую нужно оплатить в любом финском банке.
Чаще всего билеты проверяют в метро и трамваях, реже в электричках и на паромах. В автобусе же функции контролера отчасти выполняет водитель, но бывает, что проверяющие появляются и на автобусных маршрутах.
Хронических безбилетников в Финляндии нет. Восемьдесят евро - это внушительный штраф, и не каждый решится по второму или третьему разу рисковать своим кошельком. Тем более что в Суоми очень выгодно приобретать месячные проездные билеты. Они делают каждую поездку в два раза дешевле.
Так что для билетных контролеров в Финляндии "улов" в виде одного-двух безбилетников в день считается уже неплохим. Как признаются сами контролеры, по ночам "зайцев" можно наловить и больше, так как люди почему-то считают, что в ночное время ревизоры спят. Ничего подобного - они работают посменно и круглосуточно.
Для финской молодежи работа контролером кажется весьма привлекательной. Она не требует какого-то особого образования, при этом весьма интересна. В Финляндии шутят: чтобы работать контролером, достаточно иметь крепкие мышцы и быстро бегать. Средняя зарплата у контролеров - примерно две тысячи евро в месяц. Если сотрудник этой службы состоит в профсоюзе, то он имеет право бесплатно посещать служебный тренажерный зал. Периодически за состоянием здоровья контролеров следят медики.
Что касается льгот, то у контролеров их нет. В ходе своих частных поездок они, как и все другие пассажиры, должны приобретать билет или иметь при себе проездной.